цена на золото 2023

 Давай, давай! Фото: Bruce Bennett/Getty Images AsiaPac

Однажды я собралась поговорить с несколькими школьниками о природе денег и принесла с собой реквизит: ракушку каури, листок игровой бумаги и небольшую горсть мелких долларовых купюр. Я спросила у детей, что из этого они считают деньгами.

Я хотела донести до них то, что все дело в вере. Если, например, все согласятся, что ракушка – это деньги. Значит, так оно и есть. Один особенно увлеченный ребенок прервал меня как раз в тот момент, когда я рассказывала о камнях Раи на острове Яп. Он задал мне вопрос: смогут ли выжить бумажные деньги? Неожиданно было услышать такой вопрос от 11-летнего ребенка.

Безусловно, ответ на данный вопрос напрямую зависел от того, что мы понимаем под выживанием. Продержаться еще много десятилетий под теми же названиями: доллар, фунт, евро и т.д.? Конечно. Сделать это без потери покупательной способности? Никаких шансов. Даже если инфляция будет 2% в год, стоимость ваших денег за 36 лет уменьшится наполовину. И инфляция с уровнем 2% долгое время – это вообще какая-то несбыточная мечта. ИПЦ в США снизился до 6,5% и будет снижаться дальше, но очень маловероятно, что он вернется к 2%, где у большинства центробанков установлены свои целевые показатели.

Мы живем в мире, где главную роль играет государство, где ответом на все служит увеличение государственных расходов (например, в Великобритании ответом на растущие счета за электроэнергию стало покрытие государством большей части расходов), и где правительство берет на себя огромные инвестиционные обязательства (к примеру, в области зеленой энергетики). Результат: рост дефицита и увеличение объема кредита. В то же время усилия по созданию устойчивых цепочек поставок и перепрофилированию производства сделают всё дороже. Затраты на рабочую силу во всем мире также вырастут. Дезинфляционный эффект от прихода Китая на общемировой рынок труда уже давно прошел. 

Так что инфляция останется с нами надолго. Если вы держите наличные деньги, имейте в виду, что вы «на коне» лишь временно.

Все это подтолкнуло нас с детьми к дискуссии о том, есть ли что-то, что остается деньгами навсегда. Мы пришли к выводу, что это физическое золото. Золото - это единственное, что большинство людей считает настоящими деньгами. Оно сохраняет свою покупательную способность на протяжении почти 3 тыс. лет. Но это не очень интересно при отсутствии инфляции: если фунт или доллар сохранят свою покупательную способность, то кому нужно золото? Оно тяжелое, его нужно где-то хранить, у него нет доходности. Когда речь заходит об инфляции, все становится гораздо интереснее.

Если исходить из этого, можно уверенно говорить, что в прошлом году золото должно было быть в тренде. Но ведь не было же. Вместо этого, даже когда инфляция почти повсеместно достигала 10%, цена на золото (по крайней мере, в долларах) не изменилась. Акции золотодобывающих компаний, служащие прекрасным способом получить плечо к золоту, упали более чем на 8%, а спрос на акции золотых индексных фондов снижался два года подряд. Удручающая картина.

С начала ноября стоимость золота (в долларах) увеличилась где-то на 15%. Акции золотодобывающих компаний также стали показывать неплохие результаты. По утверждению аналитиков банка Stifel, их индекс GDX превзошел показатели S&P 500 — в ноябре на 14,9%, а в декабре на 4,6%. Отток средств из золотых фондов также замедлился в декабре (третий месяц подряд). В США даже наблюдался умеренно благоприятный спрос, составивший порядка $530 млн.

Показатели текущего года также радуют: за последний месяц цена на золото выросла на 7% в фунтах стерлингов и в долларах. Акции фонда VanEck Junior Gold Miners UCITS ETF (которыми я владею) выросли на 10% относительно прошлого года. Может быть, здесь что-то намечается? Аналитики Stifel считают, что да. Для них все дело в том, как поведет себя ФРС.

С тех пор как золоту разрешили свободную торговлю, было 10 периодов, когда базовые ставки в США достигали максимума. Теоретически, пик ставок – весьма положительный фактор для золота, не предлагающего доходности. Поэтому золото выглядит менее привлекательной инвестицией при росте процентных ставок и более привлекательной при их снижении. Это работает и на практике. Обратите внимание на периоды за пять месяцев до каждого пика (сейчас мы находимся примерно в том же периоде, учитывая, что индекс потребительских цен в США только что продемонстрировал первое месячное падение более чем за два года) плюс шесть месяцев. Мы видим, что золото в среднем получило прибыль в 18% за эти периоды, а также опередило S&P 500 на уровне 9,7 % во время пиков ставок. Это отличные новости.


И это еще не все. Рецессии следуют за пиками ставок в течение 18 месяцев в 60 % случаев (в среднем 10 месяцев), и золото также демонстрирует сильную тенденцию к хорошим результатам в эти периоды (опередив S&P 500 на 26%). Особенно хорошо это видно, когда рецессия совпадает с падением фондового рынка. Что бы ни говорили нам регуляторы о прежних показателях, замалчивая прогнозы, у нас появились веские основания подумать о вложении денег в золото в ближайшей перспективе.

Также стоит задуматься о том, кто покупает золото в настоящее время. В прошлом году было много разговоров о том, кто же этот «таинственный покупатель» на рынке золота. Оказалось, это были не американские финансовые менеджеры (те, кто в принципе должны были следить за теми же данными, что и Stifel). Это были центральные банки.

В целом, по оценкам Всемирного совета по золоту, покупки центральных банков подняли золотые запасы до самого высокого уровня с 1974 года, причем ключевую роль сыграли масштабные закупки России и Китая. Только в ноябре и декабре Народный банк Китая купил 62 т. золота. Зачем? Укрепить статус резервной валюты? Страховка в связи с ростом санкционного риска?  Для дальнейшей диверсификации? Учитывая геополитическую обстановку, возможно всякое.

А вот банк TDSecurities не уверен в золоте. По их мнению, китайские закупки привели к занижению цен на рынке на $150 за унцию. Все изменится только тогда, как китайцы все-таки прекратят скупать золото. 

Но можно взглянуть на это и с другой стороны и рассмотреть китайские покупки в виде четкого напоминания о том, что золото - это одна из немногих вещей, которые все считают деньгами, начиная с 11-летнего ребенка и заканчивая главами всех центральных банков мира. Как сказал недавно в моем подкасте Алекс Шартрез (Alex Chartres) из инвесткомпании Ruffer, сегодня на рынках мало других способов обезопасить свои капиталы на длительный срок.

Год назад многие считали, что биткойн может стать конкурентом золоту (цифровым золотом). Сегодня никто уже в это не верит. В наши дни, если ты хочешь быть богат, тебе придется купить золото. А раз так, вопрос не в том, не слишком ли много его у тебя. Вопрос в том, достаточно ли его у тебя. Наверное, именно об этом спрашивает себя в данный момент глава Народного банка Китая.

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.