Начнем с материала CNN об инновационном способе продажи золота в розницу.

Золотой банкомат: скоро рядом с вами

Дебют золотого банкомата в Emirates Palace Hotel в Абу Даби.

«По мере того как экономическая тревога толкает золото к новым высотам, компания создатель банкомата, который выдает физическое золото, привлекает внимание по всему миру. 

Немецкая GOLD to go, выпускающая 50 золотых банкоматов в месяц, чтобы успеть ответить на недавний резкий рост спроса, запустила свой первый агрегат в Emirates Palace Hotel в Абу Даби в начале июня 2010 года и второй в Германии в конце июня. 

Следующие на очереди: аэропорт Бергамо в Милане, все основные аэропорты Малайзии, один из крупнейших банков России и неопределенное место в Турции.

GOLD to go пытается сделать вложение в золото таким же простым и привычным действием как покупка шоколадного батончика, и тем самым надеется привлечь среднего покупателя на этот рынок.   

«Мы сделаем золото публичным с помощью этих машин», говорит Томас Гисслер (Thomas Geissler), глава компании Ex Oriente Lux AG, которая владеет GOLD to go.  «Цены так легко контролировать, что мы отнимем у золота его мистическую ауру и сделаем его обыденной покупкой для кого угодно». 

Золотой банкомат очень похож на автомат по продаже сладостей и предлагает золотые монеты и слитки с весом до одной унции по ценам, которые обновляются каждые десять минут, по мере изменения рыночной цены на золото. 

Владельцы банкомата предлагают клиентам широкий спектр продуктов, таких как золотые канадские «Кленовые листья», южноафриканские Крюггерранды, и изделия, созданные под заказ, как например, золотой гравированный медальон с логотипом Emirates Palace Hotel, где состоялся дебют банкомата. 

В июне 2010 года цены на золото выросли до новых исторических максимумов более $1,250 за унцию (31.1. – Ред.) из-за тревоги по поводу долговых проблем стран еврозоны и беспокойства инвесторов о том, что проблемы могут распространиться по всему миру.

«пока эта тревога на рынке не исчезнет, спрос на золото будет только расти», говорит Карлос Санчес (Carlos Sanchez), аналитик по драгоценным металлам CPMGroup.

«Банкомат отражает стремление потребителей и инвесторов получить доступ к золоту», продолжает Санчес. «Пока инвесторы беспокоятся об экономической и политической ситуации и цены на золото продолжают расти, я думаю спрос на защитные активы, такие как золото останется сильным». 

Следующая остановка – Италия

Патрицио Локателли (Patrizio Locatelli), владелец небольшой итальянской компании скупщика золота SE 6, посетил фабрику GOLD to go в Германии, чтобы посмотреть на прототип банкомата на его первом показе.

Локателли находился в затруднении от стоимости аренды и рабочей силы и, натолкнувшись однажды на банкомат GOLD to go в интернете, понял, что это его золотой билет к эффективному росту бизнеса. 

«Когда вы видите с какой скоростью меняются каждый день валютные котировки, давление на евро и падение фондового рынка, такая машина кажется вполне разумной идеей», говорит предприниматель. «В такие времена вам надо хорошенько подумать о том, куда вложить свои деньги и физическое золото все еще сохраняет для всех огромную привлекательность».

Локателли запускает золотой банкомат в миланском аэропорту Бергамо, который, по его словам является одним из самых быстрорастущих аэропортов в Италии. 

«Бергамо – это отличное место для такой машины, потому что серьезные международные деловые путешественники делают здесь остановку, по-крайней мере несколько раз в месяц», говорит он. «Обычно вы тратите больше во время поездок и когда находитесь в хорошем настроении, поэтому вы можете воспользоваться этой машиной для покупки подарков или нескольких слитков в качестве инвестиции».

После трехмесячного испытания Локателли надеется разместить золотые банкоматы в каждом итальянском аэропорте, а также в крупнейших зданиях городских советов и банках. 

Не для серьезных инвесторов?

«Хотя такие машины и могут оказаться хитом для богатых путешественников, они вряд ли привлекут серьезных инвесторов», заявляет Джеффри Николс (Jeffrey Nichols), управляющий директор American Precious Metals Advisors.

«Это интересный феномен и я полагаю, что богатые туристы могут купить золотые монеты или слитки на импульсе, но чтобы так поступали серьезные инвесторы, я не представляю», говорит Николс.

Джон Надлер (Jon Nadler), старший аналитик Kitco Metals, согласен с таким мнением, говоря, что будет удивлен, если инвесторы воспримут новое изобретение, так как в отличие от спотового рынка, банкомат не осуществляет обратного выкупа, когда вы хотите продать. 

«Золото – это двухсторонний рынок, поэтому такая машина должна еще и выкупать золото и выдавать наличные. Золотой банкомат – это здорово, но настоящий банкомат еще и принимает вклады».

Надлер также отметил, что высокие цены GOLD to go могут оттолкнуть потенциальных клиентов и особенно оптовых покупателей.

GOLD to go отвечает, что как и любой продавец физического золота, она должна продавать свой товар с премией, чтобы получать прибыль. Так в день, когда спотовая цена золота равнялась $1,214 за унцию, банкомат продавал слиток в одну унцию за 1,044.86 евро, то есть около $1,284.13».

* * *

Обрушит ли капитализм малазийский золотой динар?

А вот Малайзия пошла еще дальше по пути к золотым деньгам. Северный малазийский штат Келантан запускает в обращение исламский золотой динар и серебряный дирхам уже в середине августа материал из газеты Guardian слишком акцентирует вопросы социальной справедливости, связанные с розничным обращением драгоценных металлов, но в целом хорошо рассказывает историю. 

Это инициатива религиозной группы Muamalah Council, которая действует с благословения исламистского правительства штата Parti Islam Se Malaysia (Pas). Запуск планируется осуществить в три ступени:

«Во-первых, государство начнет платить четверть зарплат государственных служащих золотыми динарами. Во-вторых, все государственные компании будут принимать платежи в динарах.  В-третьих, около 600 коммерческих предприятий также станут использовать эту систему».

Идея исламского золотого динара была впервые представлена на суд публики бывшим премьером Малайзии Махатхиром Мохаммедом (Mahathir Mohamad) после азиатского кризиса 1997 года. Он видел в динаре безопасную и надежную альтернативу бумажным западным валютам, обладающей внутренней ценностью и не подверженной девальвации.  Сегодняшний финансовый кризис и мощный рост цен на золото служат дополнительным аргументом для сторонников золотого динара.   

В соседней Индонезии группа под названием Wakala Induk Nusantara (WIN) начала чеканку исламских золотых монет для обращения в Австралии, Малайзии и Сингапуре.  В 2009 году в Индонезии в обращении находилось более 25 000 таких монет.

В Великобритании действует Dinar Exchange, «официальный сертифицированный продавец исламских золотых динаров и серебряных дирхамов в Соединенном Королевстве».

* * *

Золото – это не валюта и не имеет доходности? Во Вьетнаме все наоборот

Во Вьетнаме – золото как параллельная валюта — это уже давно реальность.

«Вьетнамцы – это самые фанатичные почитатели золота в мире, они потребляют его в среднем на доллар дохода в два раза больше, чем индусы, в десять раз больше, чем китайцы и в 44 раза больше, чем американцы по данным Всемирного совета по золоту (ВЗС).

Эта страсть вызывает беспокойство у властей, так как она усугубляет хронический торговый дефицит страны, ведь большая часть золота – это импорт. К тому же все это давит на вьетнамскую валюту, донг.

ВЗС оценивает чистый объем вьетнамского золота в $2,3 млрд в прошлом году, что составляет 20% от дефицита текущего счета страны. По официальному обменному курсу донг 11% своей стоимости с начала прошлого года, хотя падение и стабилизировалось в последние два месяца. Вьетнамцы покупают золото, потому что считают, что донг переоценен. 

Спрос на золото упал на 37% в 2009 году, частично в результате кризиса, а частично потому, что инвесторы продавали на растущем рынке.

Золото традиционно играет во Вьетнаме огромную культурную и социальную роль. Дома оцениваются в золоте, ювелиры вывешивают неоновые знаки с котировками покупки и продажи, украшения продают на вес без премии за труд ювелиров, а в Ханое и Хошимине открылось огромное число лавок, торгующих сейфами. 

Перед наступлением вьетнамского нового года Saigon Jewellery, государственная компания по производству слитков, выбросила на рынок 30 тыс таэлей (1120 кг) золота для удовлетворения спроса.  

«Золото – это де факто параллельная валюта», говорит Скотт Робертсон (Scott Robertson), старший экономист в Dragon Capital в Хошимине. «Это способ сохранения сбережений, люди используют золото в торговых сделках, и оно зарабатывает процент на депозите».

Многие вьетнамские банки предлагали 4,5% годовых на золотые депозиты по весу в прошлом году, или на 3% больше, чем на долларовые депозиты. Вкладчики вложили золота в банки на $3 млрд в 2009 году, более чем удвоив показатели 2008 года. По оценкам Робертсона граждане держат около $30 млрд «уличного золота» вне банковской системы, что равняется 29% ВВП. Это в три раза объема «уличных» долларов. 

Трагедии последних 60 лет сделали из вьетнамцев отличных валютных рисковиков и приучили их доверять активам, которые ликвидны, легко перемещаемы и чья ценность не зависит от воли бюрократов, говорит Робертсон.

Доллары популярны, но у них есть ряд недостатков. Многие вьетнамцы помнят, как в январе 1996 года американский Минфин ввел в обращение новые $100 купюры и местные валютные дилеры стали принимать старые только со скидкой.

«К тому же у долларов есть свойство разваливаться в высоко влажной среде. Они просто портятся», говорит Робертсон».

* * *

Золотые "бисквиты" продаются в Мумбаи как горячие пирожки

Золотые слитки, известные в Мумбаи как «бисквиты», охотно разбираются индийскими инвесторами. Они стали популярнее, чем старые добрые монеты или украшения и покупаются, главным образом, в качестве способа сохранения сбережений.

«Предпочтения клиентов меняются», замечает Харилалбхаи Завери (Hareelalbhai Zaveri), местный торговец слитками. «Раньше они покупали золотые ювелирные изделия, которые считались лучшим способом инвестирования.  Но теперь они берут бисквиты, потому что их легко прятать, и они наиболее дешевы из расчета за грамм. Ювелирка больше не интересна».  

Дилеры запасаются слитками на сезон религиозных фестивалей, который начинается в августе, и отмечают, что спрос из Китая, Таиланда и Индонезии также очень велик.

Две интересные детали, это, во-первых, желание большинства инвесторов владеть физическим золотом, а не акциями золотодобытчиков или золотого инвестиционного фонда, что заставляет фьючерсных трейдеров требовать поставки по контрактам, а не просто продавать и покупать ради бумажных прибылей.

Во-вторых, несколько дилеров позволяют покупать монеты и слитки в рассрочку с помощью различных розничных программ, позволяющих накапливать золото постепенно.  Как следствие объемы продаж слитков растут.

Балковский, Дмитрий

Главный редактор Goldenfront.

Все статьи автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.