Воскресенье с Александром Лежавой: «Венесуэльское золото и английские проблемы»

Николас Мадуро

Ariana Cubillos—AP

Наиболее интересной новостью последних дней является сообщение о том, что Венесуэла решил репатриировать золото, которое хранила в Банке Англии. По сути это остатки того драгоценного металла, который еще оставался за рубежом после большой репатриации 2011 года, проведенной при бывшем тогда президентом Венесуэлы Уго Чавесе. В 2011 году решение этой латиноамериканской страны вернуть основную часть из имевшихся у страны 364 тонн своего золота на родину наделало много шума, при этом все происходило в относительно спокойной по сравнению с сегодняшним днем обстановке.

Ни для кого не секрет, что США в последние несколько лет, чувствуя, что власть ускользает из их рук, начали направо и налево вводить различные санкции. Они вводят их против России, Китая, Ирана и прочих стран, включая и борющуюся с экономическим кризисом Венесуэлу. И их последний пакет включал в себя, в частности, запрет на операции этой страны с золотом.

В отличие от бумажных необеспеченных валют, выпускаемых различными странами, которые контролируют расчеты в них и в любой момент могут перекрыть эту возможность для любого неугодного им контрагента, золото – это наднациональные деньги, которые имеют целый ряд важнейших преимуществ по сравнению с нынешними валютами. В данном случае это относится к тому, что они, во-первых, ценны сами по себе, а не потому, что так сказал какой-то правительственный чиновник, и, во-вторых, они, включая и расчеты с их помощью, полностью анонимны.

Благодаря этим качествам венесуэльские власти использовали имевшееся у них золото, в частности, для закупки за рубежом продовольствия, чтобы накормить свое население. Одним из основных поставщиков продуктов питания и получателем этого золота в последние годы была Турция.

Венесуэла начала активно продавать и закладывать в качестве обеспечения свое золото с 2015 года. Именно тогда начался процесс сокращения ее золотых резервов. За прошедшие три с лишним года они сократились с почти 12 до 5,18 миллионов унций. Их основная масса находится непосредственно на территории страны, а сокращение резервов шло за счет того металла, который находился за границей. Основным иностранным держателем венесуэльского золота после 2011 года был Банк Англии, и именно оттуда уходил драгоценный металл, которым рассчитывалась Венесуэла.

В результате этих процессов в хранилищах центрального банка Англии осталось сравнительно немного венесуэльского золота – порядка 14 тонн, которые Венесуэла пару месяцев назад и решила вернуть на свою землю. И тут началось самое интересное: у Банка Англии возникли с этим проблемы. Он признает, что собственником металла является Венесуэла, но Банк Англии хотел бы прояснить, что Венесуэла планирует делать с этим золотом. К тому же, по официальной версии, он никак не может найти организацию, которая застраховала бы перевозку этого ценного груза.


Естественно, что все это лишь отговорки, чтобы не возвращать драгоценный металл его владельцу. Отчет в том, что суверенная страна планирует делать со своей собственностью, она давать никому не обязана, к тому же у нее есть вооруженные силы, способные обеспечить безопасность транспортировки этих денег. Поэтому в связи с происходящими событиями возникает гораздо более интересный вопрос: есть ли у Банка Англии действительно в наличии эти 14 тонн золота, или операции с желтым металлом, проводимые в Лондоне, стали такими же бумажными, как и в Нью-Йорке?

Похоже, что вопрос о 14 тоннах венесуэльского золота представляет собой гораздо большее, чем проблемы, возникшие в отношениях между двумя хозяйствующими субъектами. Он является лакмусовой бумажкой, которая должна подтвердить или опровергнуть довольно простой, но критически важный факт: есть ли вообще у англичан или, если смотреть шире, у западных властей физическое золото, или они уже стоят на грани дефолта и по этим обязательствам. В отличие от всего остального золото – это деньги, и дефолт в этой сфере способен повлечь гораздо более широкомасштабные последствия для всего мира, чем можно сейчас представить.

Что же касается обычных людей и их сбережений, то происходящее вновь наглядно учит двум простым вещам. Во-первых, каким бы «устаревшим» и «варварским пережитком» не называли золото, оно остается вечной ценностью и нужно всем. Оно было и остается наилучшей формой сбережений. И, во-вторых, если не хочется проблем с его возвратом, кем бы то ни было – страной, банком, оказывающей услуги по хранению ценностей компанией, желтый металл стоит хранить самостоятельно и таким образом, чтобы он был всегда доступен его истинному владельцу.

аватар

Лежава, Александр

Член редколлегии, специальный корреспондент газеты "Современная школа России". Автор книги "Крах "денег" или как защитить свои сбережения в условиях кризиса" (вышла в издательстве "Книжный мир" в 2009 году) и "Занимательная экономика".

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.