Три великих падения цены на золото: уроки для сегодняшнего дня

золотые слитки

Автор: Брендан Браун (Brendan Brown)

Какие уроки можно извлечь из трех больших обвалов цены золота начиная с 1934 г.?

Среди причин всегда была та или иная комбинация экономического чуда, передышки после серьезного беспорядка с бумажными деньгами, главным образом в стране-гегемоне США, направленного против золота регулирования и глобальной разрядки. Благоразумным аналитикам не следует пренебрегать этими потенциальными факторами, даже когда кажется, что цена золота отправилась в новое путешествие к вершинам, как, судя по всему, было после зимы 2015-16 гг.

Тогда цена золота опустилась почти до $1,000 за унцию со своих множественных пиков в 2011-12 гг. ($1,900 летом 2011 г.). Такой обвал отражал, главным образом, отсутствие высокой инфляции в США несмотря на активное «печатание денег» и манипуляцию долгосрочными ставками при первой администрации Обамы (Obama).

Напуганные инвесторы, опасавшиеся безудержной инфляции, не учли сильное понижающее влияние на цены (товаров и услуг) глобализации и диджитализации. Они также не до конца поняли, насколько денежный радикализм сдерживал расходы бизнеса в США и других развитых экономиках, учитывая повсеместные опасения о разворачивании очередного цикла пузыря и спада.

Обвал золота в 2013-15 гг. раздувался постоянной болтовней Федеральной резервной системы (ФРС) о грядущей нормализации. Спад рынка нефти и других товарных ресурсов с конца 2014 г. вписывался в разрастающееся мнение об отсутствии непосредственной опасности для товаров и риска инфляции.

Нормализация так и не наступила. ФРС Йеллен (Yellen) отменил все планы о повышении ставок в 2016 г. в ответ на разворот цикла роста и краткосрочный спад глобального рынка активов. ЕЦБ и Банк Японии принялись за еще более откровенный денежный радикализм, чем США. На короткое время в 2018 г. возбуждение в СМИ насчет того, что председатель ФРС Пауэлл (Powell), убежденный, что сокращение налогов для бизнеса означает грядущий бум, наконец завершает денежное «приспособление», спровоцировало ослабление начавшегося восстановления цены золота. Но события этого года подлили топлива восходящему тренду золота с его дна конца 2015 г.

Между тем новости о продолжении «низкой инфляции» не впечатлили многих держателей золота, обеспокоенных колоссальным бюджетным дефицитом США и вероятным убыванием понижающих влияний глобализации и диджитализации на цены. Накопившиеся непродуктивные инвестиции и слабость невидимой руки в контексте нетвердых денег – и усилившегося монополистического капитализма – не вызывают оптимизма насчет экономических чудес. Такой оптимизм был ключевым элементом эпического обвала цены золота с января 1980 г. до конца 2002 г.

В пересчете на доллары 2018 г. цена золота за те 22 года упала с $2,010 до $480. Фактически имело место два обвала.

Первый – это обвал до $750 (в долларах 2018 г.) в 1984 г. Он отражал монетаристскую атаку Пола Волкера (Paul Volcker) на «величайшую инфляцию мирного времени» вкупе с необычайно высоким уровнем реальных процентных ставок в США. Пик пришелся на повсеместную спекуляцию о чуде «рейганомики». Девальвация доллара в отеле Plaza (осень 1985 г.) и далее, сопровождавшаяся денежной инфляцией Волкера и Гринспена (Greenspan) в 1985-88 гг. под началом высокопоставленного чиновника Белого дома Джеймса Бейкера (James Baker), привела к короткому скачку золота.

Затем распад советской империи и последовавшее возвращение американского экономического чуда (компьютерный бум 1995-99 гг.) способствовали второму обвалу, в то время как реальные 10-летние процентные ставки (согласно котировкам рынка 10-летних облигаций Казначейства США, защищенных от инфляции) поднялись выше 4%.

Агрессивное денежное смягчение 2003-04 гг. (раздувание Гринспеном и Бернанке (Bernanke) инфляции, потому что она опустилась «слишком низко»), сопровождавшее политику администрации Буша (Bush) по девальвации доллара накануне выборов в ноябре 2004 г., отправило золото в его второе путешествие к вершинам (с 2003 по 2011-12 гг.). Первое такое путешествие началось в 1968 г., когда США перестали вмешиваться в свободный рынок, чтобы удерживать цену золота на уровне $35 за унцию.

Тогда (в середине 1960-х) свободный рынок только возвращался к жизни после долгих регуляторных притеснений – начиная с криминализации Рузвельтом (Roosevelt) частного владения золотом в США (1934) и дальнейшего контроля бирж по всему миру. В конце 1960-х все это стало отменяться ускоренными темпами (запрет на золото в США был снят в декабре 1974 г., а в Европе и Японии в 1970-х был упразднен контроль над биржами).


Данные ограничения несомненно играли роль в долгом спаде цены золота с 1934 по 1968 гг. (когда цена золота в пересчете на покупательную способность доллара США в 2018 г. упала с $650 до $250 за унцию). Важную роль также играли экономические чудеса.

С середины 1950-х до середины 1960-х наблюдался период больших экономических чудес, не только знаменитых чудес в Японии и Германии, но также в США. Соответственно, доходность капитала была необычайно высокой, что уменьшило привлекательность золота. Даже реальные процентные ставки были существенно положительными, хоть и удерживались намного ниже уровня, который бы соответствовал экономическому чуду.

Центральные банкиры во главе с председателем ФРС Мартином (Martin) пытались сдерживать номинальные ставки, используя для этой цели регулирование эпохи Депрессии касательно процентных ставок по кредитам и депозитам. Быстрый рост производительности не давал основополагающим условиям денежной инфляции проявиться на рынках товаров и услуг.

Часто рассказываемая история о том, как привязка доллара к золоту при Бреттон-Вудской системе защищала от денежной инфляции, – миф. Как только частные рынки золота вернулись к жизни, якорная цепь оборвалась (март 1968 г.). Следующие три года, когда все еще оставалось открытым официальное золотое окно, продлили возможность для европейских правительств получить желтый металл от Казначейства США по выгодной цене.

При взгляде на цену золота после следующей вершины нас должны волновать ограничения, способные поставить под угрозу свободный рынок золота.

Единственные серьезные неправительственные деньги все еще находятся в хрупком состоянии из-за правительственных ограничений. У банков и других финансовых институтов фактически нет простора для «слиткового банковского дела», где золотые депозиты могли бы использоваться как платежное средство (причем клиринг между институтами мог бы происходить в центральном золотом «депо»), будь то на национальном или международном уровне. Регуляторы здесь отстаивают свое вето в рамках более широкой войны с наличными – акцентируя опасения насчет того, что золотые сбережения могут включать криминальный элемент, так как в слитковых банках могут процветать операции по отмыванию денег.

Регуляторы не понимают, что рекомендация Бундесбанка о запрете банкнот крупного номинала из-за их использования преступниками сродни запрету автомобилей Mercedes-Benz, потому что на них любит ездить мафия. Возможно, золотые быки правы, что золото защищено от нового регулирования, пока Белый дом удерживают республиканцы. Однако существует немалая вероятность, что Вашингтон рано или поздно введет новое регулирование торговли и международных поставок золота, возможно как раз перед следующим обвалом цены, пусть и с новой рекордной вершины.

аватар

ИНСТИТУТ МИЗЕСА

Крупнейший либертарианский исследовательский институт в США.

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.