Самоуправляемые автомобили и решение о том, кому жить и умирать

беспилотные автомобили

Пока официальные лица продолжают говорить о приближении эры «беспилотных» автомобилей, многие американцы задаются вопросом: а чем лично им грозят такие масштабные изменения в обществе?

Понимая, что в случае аварии решение о жизни и смерти будет принимать автомобиль, американцы с опасением ждут того времени, когда руль придется передать в руки суперкомпьютера.

Согласно многочисленным отчетам, решения будут приниматься исходя, так сказать, из «этических» соображений. Иными словами, выбирая между полным автомобилем и школьным автобусом, компьютер предпочтет оставить в живых детей.

По сообщению USA Today:

Представьте себе такую гипотетическую ситуацию. 

Яркое, солнечное утро. Вы один в своем новеньком беспилотном автомобиле. Едете по живописной двухполосной трассе M-119, пролегающей вдоль озера Мичиган к северу от Харбор Спрингс. Откинулись на спинку и наслаждаетесь великолепными видами. Пытаетесь сквозь деревья разглядеть кристально чистые воды озера. Машина мчится с максимально допустимой на этом участке скоростью — 70 км/ч.

Приближаясь к подъему, ведущему на юг, вы вдруг замечаете, что прямо на вас летит школьный автобус, за рулем сидит человек. Тормозить уже некогда. Брать управление на себя тоже поздно.

Как поступит автомобиль?

A. Резко свернет в лесополосу. Вы, скорее всего, погибните, но автобус и дети, возможно, уцелеют.

B. Резким маневром объедет автобус, вылетев на встречную полосу. Возможно, вы выживете, но автобус улетит в кювет, при этом люди, находящиеся внутри, погибнут.

C. Столкнется с автобусом. Скорее всего, и вы, и дети, и водитель автобуса погибните.

Далее в статье говорится, что заданный выше вопрос выходит за рамки теории и приобретает практические очертания — в гонке за шанс первой вывести на дороги свой беспилотный автомобиль компании Google, Uber и Tesla уже вложили в разработки $80 млрд.

Интересно, что в сообщении USA Today, а также в приведенных изданием цитатах видно внешнее беспокойство, витающее вокруг беспилотных автомобилей, которое, в конце концов, заставит американцев отказаться от нового чуда техники, сесть за руль и самим решать, кого спасать в экстренной ситуации: свою семью или чужого человека. Здесь однозначно есть, о чем подумать.

Автор статьи продолжает:

Неважно, насколько умнее человека будет используемая в беспилотных автомобилях технология, люди хотят знать, на принятие каких решений будет запрограммирована машина.

[…]

В прошлом месяце Себастьян Трун (Sebastian Thrun), руководящий разработкой роботизированного автомобиля компании Google, сказал в своем интервью изданию Bloomberg, что программа не допускает возможности аварии, но «если экстренная ситуация все-таки возникнет, и автомобиль не сможет избежать несчастного случая, компьютер выберет лучшее из зол». 

А что, если худшим из зол для него окажется ребенок?

Ответ на этот вопрос может иметь критическое значение для дальнейшей разработки и отношения общества к беспилотным автомобилям.

В прошлом году Азим Шарифф (Azim Shariff), профессор кафедры психологии и социального поведения в Калифорнийском университете в Ирвайне, совместно с другими учеными провел опрос среди населения. В большинстве своем люди согласны, что в случае неизбежной аварии, погибнуть должно как можно меньше людей, будь то пассажиры или прохожие, но при этом респонденты отмечают нежелание покупать автомобиль, «который пожертвует ими или членами их семьи во благо других».

Подводя итог, скажу, что отчет обязателен к прочтению, особенно, если учесть, что речь идет о том, позволить или нет частным компаниям и государству решать, кого из нас или наших близких спасать во время аварии.

Ситуация, и правда, пугающая.

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.