Республика Коспайя: анархический город эпохи Возрождения

 Автор: Элли МакФарланд (Ellie McFarland)

республика коспайя

В поисках примера либертарианства или так называемого правого анархизма многие антигосударственники быстро ссылаются на практические планы, основанные на уже существующих системах, таких как добровольные страховые компании или замена роли государства охранными фирмами. Но это обычно не удовлетворяет другую сторону. Им нужен исторический, материальный пример анархизма или радикального либертарианства на практике в конкретном месте и в конкретное время. Назвать такое место бывает трудно.  Большинство «анархистских» государств были принудительными, как, например, Парижская коммуна. Многие из них также были  коммунистическими, как Пуэрто-Реаль. Эти примеры не совсем подходят для того, чтобы крайний рыночный капитализм и добровольчество были практичными или мирными.

Но место, хорошо иллюстрирующее длительную политическую систему, в которой также отсутствовали атрибуты государства, - это Республика Коспайя, малоизвестный итальянский город-государство.

Республика Коспайя существовала с 1440 по 1826 год, то есть почти 400 лет. Для сравнения, Республика Коспайя существовала на пятьдесят два года дольше, чем Европа знала об Америке на тот момент. Это самое долгоживущее, современное, капиталистическое и западное анархистское общество из когда-либо существовавших. Слово «западное» важно потому, что зачастую недостаточно указать на анархические туземные цивилизации Америки и Океании. Некоторые утверждают, что их анархизм был результатом плохо развитых технологий или относительной изоляции. Все это можно обойти. Коспайя была столь же развита, как и любая другая средняя сельская деревушка на момент ее создания. Она продолжала развиваться сопоставимыми с окружающими районами темпами вплоть до своей гибели в начале 1800-х годов. Если кто-то не утверждает, что все Средиземноморье было примитивным вплоть до девятнадцатого века, довод о плохом развитии не имеет никакой силы.


Анархический регион не означает хаотичный регион. Это также не означает, что в регионе нет системы, обеспечивающей порядок или соблюдение базовых принципов морали. Все, что квалифицирует место как анархическое, - это отсутствие субъекта, обладающего монополией на силу. Хотя в Коспайе не было государства — образования в регионе, обладающего монополией на силу, — у нее было то, что можно было бы назвать своего рода совещательным органом, занимающимся вопросами местной церкви, морали и того, как обращаться с внешними агрессорами (которых было на удивление мало).

Этот орган имел форму «Совета старейшин и глав семей» и, пожалуй, уже за включение в него «глав семей» государство можно назвать республикой. Этот орган решал, с кем члены семьи будут общаться лично и в бизнесе. Это было сделано не при помощи силы, а давлением семьи. Несмотря на то, что этот совет был ненасильственным и, что важно, не являлся государством, Коспайя, похоже, была такой же стабильной, как и любой другой регион того времени. В Коспайе не было никаких налогов, за исключением спорного существования взноса за «членство в совете». Но если он и существовал, то его нельзя назвать налогом, так как членство в совете было добровольным. Отлучение семьи из-за отказа платить этот сбор также не было бы «негативной силой», учитывая, что этот регион не находился под контролем Италии и что вокруг Коспайи существовала широкая зона побега для изгнанников. Коспайя не только была технологически сопоставима с соседними регионами, но и в 1500-х годах была ключевым регионом по производству табака в Италии.

Из-за политики Папы Римского, отлучавшего от церкви всех, кто был уличен в курении, и запрету на табак в Италии, Коспайя (которая не была итальянской) была единственным местом в Италии, где его можно было легко производить. Их экономика процветала. В Коспайе не было тюрем и полиции, но это компенсировалось развитой культурой самообороны и, похоже, общим отсутствием желания нападать. Вероятно, такое отношение было обусловлено близостью общины (население составляло от трехсот до шестисот человек) и участием семей в управлении.

Больше всего в существовании и истории Коспайи вдохновляет то, что она появилась совершенно случайно. Территориальный спор между папскими государствами и Великим герцогством Тосканским оставил без внимания небольшой регион между двумя реками, известный как Коспайя. Когда Коспайя заметила, что ее обошли вниманием, она быстро провозгласила независимость, и ни Тосканское герцогство, ни папские государства не потрудились ее захватить. Жители Коспайи не платили ни внешних, ни внутренних налогов. Им не нужны были ни тюрьмы, ни полиция, ни военные, ни бюрократические кошмары, ослабляющие их индустрию. Коспайя не была результатом революции или инкрементализма, направленного на разрушение местного итальянского государства изнутри. 

Они не были слишком поздними клонами организованных и спланированных коммун средневековой Европы. Коспайя была просто сообществом людей с одним желанием: чтобы их оставили в покое. Коспайя была настолько удивительной случайностью, что ее «вооруженные силы», бывшие не более чем сравнительно анемичными минитменскими средиземноморскими силами, никогда не сталкивались с внешним конфликтом, достаточно значительным, чтобы о нем писали. Коспайя была настолько мирной и маленькой, а также предоставляла так много ресурсов своим соседям, что никто никогда не беспокоился о вторжении или нападении.

Конец Коспайи наступил с включением ее в состав папских государств в начале 1800-х годов. Девиз города: «Perpetua etfirmalibertas», или «Вечная и надежная свобода» не совсем исчез. Коспайя поддерживала свою промышленность и продавала табак в зарубежные регионы, одновременно расширяя торговлю с соседними тосканскими регионами, улучшая их экономику наряду со своей собственной. Этот регион оставался почти свободным от налогов и был одним из самых низконалоговых районов Италии вплоть до двадцатого века. С похоронами девиза Коспайи был похоронен самый яркий пример практического волонтерства. Но история Коспайи не забыта. Это самый осязаемый и современный пример действительно свободного общества. Можно сказать, что именно богатство и однородность американских коммун 1960-х годов сделали их пригодными для жизни, а сельская местность и изоляция местных жителей делают их относительный анархизм побочным продуктом «примитивизма». Но никто не может сказать то же самое о Коспайе, крошечном государстве на холме, столь же развитом, как и любая другая нация эпохи Возрождения, которая была самым прибыльным табачным рынком в Италии.

Коспайя стала успешной, несмотря на свободу, отсутствие законов и широко открытые рынки. Добровольная коалиция членов общины привела к тому, что Коспайя перестала быть тихим и забытым регионом и стала крупнейшим производителем табака в Италии на протяжении почти трех столетий. Ее существование было естественным результатом того, что государство оставило этот регион без внимания. Это естественное состояние, вопреки Гоббсу (Thomas Hobbes), было мирным и более благополучным, чем состояние соседей, страдающих от запретов. Коспайя, безусловно, является лучшим примером в пользу практичности либертарианства, капитализма и анархизма. Это место, куда кто-то может отправиться, прикоснуться и прочувствовать. Это утопия, воплощенная в реальность, потому что либертарианство - это не утопия, это вечная и надежная свобода.

аватар

ИНСТИТУТ МИЗЕСА

Крупнейший либертарианский исследовательский институт в США.

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.