Ранняя попытка стандартизации денег с использованием международных золотых монет

В ноябре представители 54 государств встретились на съезде Международного бюро мер и весов (МБМВ) и единогласно проголосовали за новое определение килограмма. Больше столетия для определения килограмма использовалась эталонная гиря, хранившаяся в подвалах МБМВ. Теперь же его будут определять через постоянную Планка.

Если мы так легко можем изменить глобальный стандарт измерения веса, не примечательно ли, что мы не смогли установить такой же стандарт для денежной стоимости? Сейчас в мире используется порядка 180 валют, и большинство из них беспорядочно плавает друг относительно друга.

Попытки учредить метрическую систему для весов и других мер восходят к концу XVIII века. Одновременно с тем, как ученые и политики пытались заставить государства мира использовать метры, килограммы и т. п., они пытались сделать то же самое и с деньгами. В настоящей статье речь пойдет об амбициозной попытке создать международную систему денежных мер в 1860-70-х и о ее провале.

Convention monétaire и Международная валютная конференция 1867 г.

Одной из первых попыток денежной стандартизации был Латинский валютный союз (Latin Monetary Union (LMU)). В декабре 1865 г. Бельгия, Франция, Италия и Швейцария договорились о соблюдении convention monétaire (валютного соглашения), или, как его насмешливо назвала английская пресса, LMU. До подписания договора Италия, Бельгия и Швейцария уже начали выпускать собственные локальные версии французского франка. Например, итальянская лира – введенная в 1862 г. – имела такую же пробу и вес, как французский франк. LMU формализовал эту связь, среди прочего, обязав каждое правительство принимать монеты других стран по номиналу для уплаты налогов и других обязательств.

Граждане Франции имели право, но не обязанность, принимать швейцарские, бельгийские или итальянские монеты, и наоборот. Приведенный ниже плакат помогал местному населению понять, какие золотые и серебряные монеты выпускались участниками LMU, а какие – другими странами, а следовательно, не принимались государственными налоговыми органами.

Латинский валютный союз

Данный плакат 1880 г. помогал жителям стран LMU понять, какие из озадачивающего множества монет принимать, а какие – нет. LMU (1865-1926) включал Францию, Италию, Грецию, Бельгию и Швейцарию.

Источник: http://www.histecon.magd.cam.ac.uk/coins_sept2014.html

Если LMU учредил общий монетный стандарт в значительной части Европы, почему бы его было не расширить? Париж в 1867 г. должен был принимать Всемирную выставку. Учитывая большое количество гостей, было решено провести валютную конференцию в целях «продвижения единообразия» монет. Конференцию посетили представители 20 разных государств, включая США, Францию, Великобританию, Россию и Турцию.

В составленном в результате конференции документе делегаты соглашались, что без общей монетной системы международная коммерция всегда будет обременена издержками конвертирования одних монет в другие. Решить проблему можно путем введения в каждом государстве «точки соприкосновения», в частности золотой монеты единообразных веса и пробы. Такие общие монеты могут использоваться в каждой стране, этим самым покончив с необходимостью при пересечении границ постоянно конвертировать одну валюту в другую. Взяв пример с LMU, участники конференции поддержали пятифранковую золотую монету в качестве универсальной модели для всех других монет. Помимо создания общей монеты, договорились, что национальные правительства будут принимать монеты друг друга в качестве законного платежного средства.

золотые нумизматические монеты

Ключевая монета – пять франков с изображением Наполеона III (Napoleon III)

Конечно, правительствам не нужно было выпускать французские франки. Они могли использовать свой герб и номинал, но рекомендовалось указывать отношение к стоимости пятифранковой монеты.

Трудности стандартизации монет

На пути учреждения международного монетного стандарта стоял ряд существенных препятствий. Важно было привлечь на свою сторону британцев и американцев, учитывая размеры их государств. Проблема в том, что один британский фунт, представленный золотым сувереном, стоил 25.22 франка, как проиллюстрировано в таблице ниже. Вряд ли это было удобным коэффициентом для «точки соприкосновения». Нужно было либо к франку добавить немного золота, чтобы привести отношение ровно к 25 франкам на один фунт, либо убрать из фунта немного золота.


Корректировки, необходимые для приведения национальных монет в соответствие с франком

Государство; Единица; Текущая стоимость; Новая стоимость

франков, сантимов; франков

Англия – фунт стерлингов

Австрия – флорин

Испания – дублон Изабеллы

Франция – франк

Франкфурт-на-Майне – флорин

Греция – драхма

Голландия – флорин

Португалия – мильрейс

Пруссия – талер

Россия – рубль

Швеция и Норвегия – риксдалер

США – доллар

Турция – турецкий фунт

Индия – рупия

Персия – томан

Япония – ицибу – столько же

Поскольку конференция приняла за универсальный стандарт франк – на том основании, что обращение франка было шире, чем у фунта, – британцев призвали внести корректировки. Благодаря сокращению содержимого золота в фунте на 0.88%, один британский фунт мог удобно стоить 25 франков.

Та же проблема существовала и с отношением американского доллара к французскому франку. Доллар стоил 5.18 франка (см. таблицу выше). Чтобы согласовать доллар с франком, нужно было изъять из доллара золото на 18 сантимов, или 3.5%.


Был изготовлен набор пробных монет, отображающих такую корректировку. Показанная ниже монета успешно соответствует духу конференции 1867 г., установив чистый обменный курс $1 к 5 франкам и отображая как местный доллар, так и универсальный франк на обратной стороне.

золотые нумизматические монеты

Пробная американская монета, 5 долларов/25 франков

Французы, чтобы запечатлеть дух конференции, изготовили собственные монеты, с портретом Наполеона III вместо лика Свободы.

золотые нумизматические монеты

Пробная монета с Наполеоном III, 5 долларов/25 франков

Между тем Томас Грэм (Thomas Graham), управляющий Лондонского монетного двора и британский делегат на конференции 1867 г., отчеканил следующую пробную монету.

золотые нумизматические монеты

Пробная монета с королевой Викторией (Victoria), 2 флорина/5 франков

Монета Грэма также следовала предписаниям конференции 1867 г. На ней указывалась стоимость в местной валюте, 2 британских флорина (1/5 фунта), а также во франках.

Для США и Великобритании переопределение своей валюты было непростым шагом. Каждая страна должна была отозвать существующие монеты и переделать их согласно новому, более легкому стандарту. Во-вторых, все существующие американские и английские долги – основанные на долларах и фунтах с определенным содержанием золота – следовало переоценить с учетом снижения стандартного веса. Например, старую облигацию на $50 нужно было признать долговым обязательством на $51.75, если использовать новые монеты. Тогда кредитор мог быть уверен в получении такого же количества физического золота, что и раньше.

В случае США осуществить реформы было проще. Незадолго до этого США уже перешли на бумажный стандарт. В 1861 г. гринбеки были объявлены неконвертируемыми. С тех пор гринбек номиналом $1 стоил меньше $1 золотыми монетами. Для американцев введение новых монет и пересчет всех долгов на 3.5% было бы не такой большой неприятностью в и так уже хаотичной системе. Джон Шерман (John Sherman), влиятельный председатель финансового комитета Сената, хладнокровно писал, что, так как «контракты теперь основаны на колеблющейся стоимости бумажных денег, даже с уменьшенным содержанием золота долларовая монета будет иметь большую покупательную способность, чем наша валюта».

Уильям Стэнли Джевонс (William Stanley Jevons) и опрятное английское решение

В Великобритании ситуация была сложнее. Для начала небольшая справка. Монеты более практичны, чем обычные слитки. Их можно быстро передавать из рук в руки, тогда как слитки тому, кто их принимает, нужно взвешивать и пробировать. Поскольку это ценные услуги, золотые монеты обычно имеют наценку в сравнении с эквивалентным количеством золота.

Однако Великобритания столетиями предоставляла эти услуги бесплатно. Любой мог принести на монетный двор золото или серебро и превратить их в эквивалентное количество монет без уплаты пошлины. Поскольку английские монетные дворы не взимали пошлин, английская монета, содержащая 10 г золота, всегда имела такую же рыночную стоимость, как 10 г сырого металла. Если бы монета стоила больше, спекулянты могли бы купить за нее сырое золото, принести его на монетный двор и бесплатно превратить в монету.


Однако если бы монетный двор взимал пошлину, монеты на рынке стоили бы больше, чем эквивалентное количество золота. В конце концов, переплавка монеты означала бы, что нужно было уплатить пошлину, чтобы снова превратить металл в полезную монету.

Имея все это в виду, Уильям Стэнли Джевонс, один из известнейших британских экономистов того времени, предложил опрятное решение. Сократить содержимое золота в суверене на 0.88%, чтобы привести в соответствие с франком, но уравновесить это введением сбора монетных дворов такого же размера. Сокращение содержания золота повредило бы рыночной стоимости монет, но пошлина на чеканку оказала бы давление в противоположную сторону, повысив их стоимость. Поскольку такая комбинация гарантировала, что новый суверен будет стоить столько же, как старый, британские долги не должны были подвергаться трудоемкому процессу переоценки. Но в то же время британские фунты теперь могли иметь общее основание с франками. Они содержали бы пропорциональное количество золота.

Провал и международная монета Даны Бикфорда (Dana Bickford)

Что же произошло со всеми этими попытками стандартизировать денежные единицы? LMU так и особо не расширился, не считая присоединения в 1867 г. Греции.

Согласно Луке Эйнауди (Luca Einaudi), самые сильные участники LMU не были заинтересованы в расширении, учитывая проблемы, связанные с регулированием более слабых участников, таких как Италия и Греция, в частности с лимитом каждой страны на мелкие серебряные монеты, установленным соглашением на фиксированном уровне 6 франков/лир на жителя.

Что касается США, Шерман ввел здесь в 1873 г. золотой стандарт, что было одним из требований валютной конференции 1867 г. Но он так и не дошел до приведения доллара в соответствие с франком.

В Великобритании Джевонсу и его союзникам удалось в 1868 г. положить начало дискуссиям о международных монетах, о чем свидетельствует эта интересная статья Джона Малони (John Maloney). Но, вероятно, решение Джевонса было несколько слишком замысловатым, и участники дискуссии увязли в деталях. Кроме того, Британия жестко выступала за золотой стандарт, тогда как Франция и LMU придерживались биметаллического стандарта. Этого было достаточно, чтобы расстроить перспективы валютной стандартизации.

Так завершились официальные попытки создать международную систему денежных мер. Последняя попытка была предпринята несколькими годами позже в частном секторе. В 1874 г. американец по имени Дана Бикфорд отчеканил показанную ниже международную монету номиналом $10. На ней Бикфорд указал официальную стоимость монеты в национальных валютах нескольких государств, включая Швецию, Францию и Великобританию.

золотые нумизматические монеты

Неудавшаяся денежная технология. Золотая монета Даны Бикфорда 1874 г. номиналом $10 предназначалась для международного использования, и на ней указывалась стоимость в иенах, фунтах стерлингов, немецких марках, датских кронах, гульденах и франках.

Но данная попытка была намного менее амбициозной, чем оригинальные монеты, вдохновленные парижской валютной конференцией 1867 г. Одним из преимуществ тех монет было то, что структура их номинала состояла из красивых круглых чисел. Благодаря этому их легко можно было делить, слагать и разменивать. Для французских покупателей или торговцев монета Бикфорда в 51.81 франка была бы ужасно неудобной. Две изящных монеты 1867 г. с ликом Свободы по $5/25 франков представляли бы намного более удобное решение.

Может ли денежная стандартизация сыграть какую-либо роль в настоящем? Еврозона – определенно важнейшая современная попытка ввести стандартную единицу во множестве государств. И несмотря на начальный успех, она столкнулась с множеством трудностей с начала кризиса евро в 2010 г. После начала кризиса к валютному союзу присоединились Эстония, Латвия и Литва. В то же время некоторые страны, изначально намеревавшиеся присоединиться, включая Хорватию, Чехию и Польшу, отложили потенциальные даты запуска. Не исключено, что это свидетельствует о том, что воспринимаемые преимущества денежной стандартизации не стоят неудобств. Тогда как килограмм всех нас объединяет, вероятность единой общей денежной меры, как всегда, кажется эфемерной.

Примечания:

1. Einaudi, L. A Historical Perspective on the Euro: the Latin Monetary Union (1865–1926). Available here: https://www.cesifo-group.de/DocDL/dice-report-2018-3-einaudi-oct.pdf

2. Einaudi, L. From the Franc to the ‘Europe’: Great Britain, Germany and the attempted transformation of the Latin Monetary Union into a European Monetary Union (1865-73). Available here: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.201.2319&rep=rep1&type=pdf

3. Jevons, W. Money and the Mechanism of Exchange. Chapter 15, available here:  https://www.econlib.org/library/YPDBooks/Jevons/jvnMME.html?chapter_num=15#book-reader

4. Jevons, W. On the Condition of the Metallic Currency of the United Kingdom, with Reference to the Question of International Coinage. Available here: https://www.jstor.org/stable/2338797?seq=1#metadata_info_tab_contents

5. Maloney, J. Joining the ‘Europe’ and Shrinking the Pound; Britain’s Single Currency Debate of the Late 1860s. Available at https://core.ac.uk/download/pdf/6402295.pdf

6. Report of the International Conference on Weights, Measures, and Coins, Held in Paris, June 1867. Available here: https://babel.hathitrust.org/cgi/pt?id=mdp.35112103466761;view=1up;seq=8

аватар

Конинг, Джон Пол

Koning, John Paul

Финансовый аналитик, дизайнер, эксперт по свободному банкингу, криптовалютам, драгоценным металлам.

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 1

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

Не_Укради 05.06.2021 в 03:19
Новый килограмм это 900 г теперь, в любом супермаркете скажут. А новое золото это медь, что та рокета, многими ожидаемая. Новый денежный стандарт будет бедняцкий медяк? Спасибо, што не опустили до железных копеек.