Почему важен резервный статус доллара

Автор: Патрик Баррон (Patrick Barron)

Мы называем доллар «резервной валютой», когда говорим о его использовании другими странами при осуществлении международных торговых расчетов. Например, если Канада покупает товары у Китая, Китай может предпочесть оплату в долларах США, нежели в канадских долларах. Доллар США – более «ликвидные» деньги в международном масштабе, то есть большинство стран примут его в качестве оплаты, так что Китай сможет использовать свои доллары для покупки товаров у других стран, не только у США. С канадским долларом такое может и не пройти, и Китаю пришлось бы держать свои канадские доллары до тех пор, пока не он найдет, что купить у Канады. Примените этот сценарий ко всем странам в мире, которые печатают собственные деньги, и вы сможете увидеть, что без валюты, принимаемой по всему миру, международная торговля замедлилась бы и стала более дорогой. В некотором роде, это было бы подобно возведению торговых барьеров, таких как печально известный Тариф Смута-Хаули 1930 года, способствовавший Великой депрессии.

Многие видят связь между развалом международной торговли и войной. Великий французский экономист Фредерик Бастиа (Frédéric Bastiat) сказал, что «когда товары не пересекают границы, это сделают солдаты». Ни одна страна не сможет достичь достойного уровня жизни в условиях полной автаркии, то есть не сможет быть совершенно самодостаточной во всем. Если она не сможет обмениваться необходимыми товарами, она почувствует необходимость вторгнуться на территорию соседних стран, чтобы украсть их. Таким образом, почти универсально приемлемая валюта может быть жизненно важной как для мира во всем мире, так и для всеобщего процветания.

Что в действительности означает выражение «Резервная Валюта»

Однако основания, с которого берет свое начало термин «резервная валюта», больше не существует. Изначально термин «резервный» относилось к обещанию, что валюта обеспечена и может быть обменяна на товар, обычно золото, по установленному курсу. Первой действительно глобальной резервной валютой был британский фунт стерлингов. Так как фунт приравнивался к золоту, многие страны сочли более удобным держать фунты, чем сам металл, в эпоху золотого стандарта. Великие торговые страны мира совершали расчеты в золоте, но они могли принимать фунты с большей охотой, чем золото, будучи уверенными, что Банк Англии выдаст им золото по фиксированному обменному курсу по предъявлении. К концу Второй мировой войны этот статус после подписания Бреттон-вудского соглашения получил американский доллар. США аккумулировали львиную долю мирового золота в качестве «арсенала демократии» для союзников еще до того, как вступили в войну. (У США по-прежнему больше золота, чем у любой другой страны, и с большим отрывом: 8133.5 т по сравнению с 3384.2 т у Германии, занимающей второе место).

Международный валютный фонд (МВФ) был основан с непосредственной целью – следить за соблюдением Федеральным резервом Бреттон-вудских соглашений, гарантируя, что ФРС не будет проводить инфляцию доллара и будет готова обменивать доллары на золото по курсу $35 за унцию. Таким образом, страны были уверены, что их доллары для торговых нужд были «равнозначны золоту», как это некогда было с британским фунтом.

Внедрение необеспеченной золотом резервной валюты

Однако Федрезерв не соблюдал свои обязательства по Бреттон-вудскому договору, а МВФ не пытался принудить его иметь достаточное количество золота, чтобы обеспечить золотом всю находящуюся в обращении валюту по курсу $35 за унцию. В 1960-е годы США финансировали войну во Вьетнаме и войну с бедностью Линдона Джонсона (Lyndon Johnson) за счет напечатанной валюты. Объем выпущенных в обращение долларов превысил золотой запас Америки при курсе $35 за унцию. Фед призвали к ответственности в 1960-х, первым был Банк Франции, за ним последовали остальные.

Центральные банки всего мира, согласившиеся держать доллары вместо золота, забеспокоились, что у США нет достаточных запасов золота, чтобы выполнить свое обещание. В 1960-х набег на Фед, возглавляемый Францией, вызвал значительное сокращение золотых резервов США с более 20,000 т в 1958 году до чуть более 8,000 тонн в 1970 году. Возмещения происходили с такой скоростью, что у США не осталось иного выбора, нежели переоценить доллар по какому-то более высокому курсу или полностью отказаться от своих обязательств по обмену долларов на золото. К своему непреходящему стыду, США выбрали второе и «вышли из золотого стандарта» в сентябре 1971 года. (Я подсчитал, что в 1971 году Штатам пришлось бы девальвировать доллар с $35 до $400 за унцию, чтобы иметь достаточный золотой запас и обменять всю свою валюту на золото). Тем не менее, великие торговые державы все еще держали доллары, потому что он все равно выполнял полезную функцию по урегулированию международных торговых операций. Не было никакой другой валюты, которая составила бы конкуренцию доллару, несмотря на то, что его «отвязали» от золота.

Почему доллар остался резервной валютой

Существуют две характеристики валюты, благодаря которым она подходит для международной торговли: во-первых, она выпускается крупной торговой державой, а, во-вторых, она со временем сохраняет свою ценность. Эти два фактора создают спрос на владение этой валютой про запас. Хотя ФРС активно обесценивала доллар, и он терял ценность относительно других товаров, реальных конкурентов ему не было. Немецкая марка лучше сохраняла свою стоимость, но экономика Германии и ее торговля являлись частью американской, то есть держатели марки нашли бы меньше товаров для покупки в Германии, чем владельцы долларов – в США. Конечно, психологические факторы также способствовали спросу на доллары, так как США были военным защитником всех западных стран от коммунистической угрозы.

Сегодня мы наблюдаем начало перемен. Фед проводит масштабную долларовую инфляцию, снижая его покупательную способность и создавая возможность для крупных мировых торговых держав использовать другие, лучшие деньги. Это важно, потому что потеря необходимости иметь доллары США в качестве резервной валюты означала бы, что триллионы долларов, находящихся в руках иностранных владельцев, хлынули бы обратно в США, что вызвало бы либо инфляцию, либо рецессию, либо и то, и другое одновременно. К примеру, доля доллара США в мировых валютных резервах в настоящее время составляет 62%, по большей части, в форме долговых обязательств американского казначейства. (Центральные банки чаще владеют приносящими проценты казначейскими облигациями, чем долларами как таковыми). В настоящее время объем американского долга в собственности иностранцев равен  $6.154 трлн. Сравните это с денежной базой в США, которая равна $3.839 трлн.

В случае, если иностранный спрос на долларовые активы упадет, Минфин сможет финансировать погашение своей задолженности всего тремя способами. Первый: Штаты могли бы повысить налоги, чтобы погасить свои иностранные долговые обязательства. Второй: они могли бы поднять процентные ставки, чтобы рефинансировать свою задолженность перед иностранными владельцами обязательств. Или третий: они могли бы просто печатать деньги. Конечно, они могли бы использовать все три способа в разной степени. Если США откажутся повышать налоги или увеличивать процентную ставку и сделают ставку на печатный станок (наиболее вероятный сценарий, помимо полного отказа от кейнсианства и принятия постулатов австрийской школы экономики), денежная база возрастет на объем долговых выплат. Например, если спрос на владение долларовыми активами упадет на 50% ($3.077 трлн), то американская денежная база увеличится на 75%, что, несомненно, приведет к очень высокой ценовой инфляции и значительно ударит по населению страны. На кону здесь – американский уровень жизни.

Итак, как мы видим, многие заинтересованы в том, чтобы во всем мире сохранялся высокий спрос на доллары в качестве единицы торговых расчетов. Это необходимо, чтобы предотвратить ценовую инфляцию, а также не обременять американский бизнес ростом затрат, которые возникнут для ведения внешнеторговых расчетов в валюте, отличной от доллара США.

Угрозы доллару как резервной валюте

Причины этой угрозы доллару как резервной валюте заключаются в самой политике Феда. По-моему, другие страны не вступали в заговор с целью «атаки» на доллар. Однако остальной мир все яснее осознает, что США ослабляют доллар посредством программ ZIRP (политика нулевой процентной ставки) и QE (количественное смягчение). Соответственно, другие страны осознают, что им, возможно, придется искать лучшее средство ведения торговых расчетов, нежели доллар США. Один из факторов, помогавший доллару сохранять спрос в качестве резервной валюты в краткосрочном плане, несмотря на инфляционную политику ФРС, -  то, что другие валюты также подвергаются инфляции.

Например, Япония раздула иену до еще большей степени, чем доллар, в безрассудной попытке оживить свою застойную экономику за счет удешевления валюты. Теперь даже Европейский центральный банк приступит к реализации некой формы КС, очевидно, несмотря на возражения Германии. Похоже, все мировые Центробанки придерживаются ошибочного мнения, что наращивание денежной массы принесет процветание без угрозы инфляции. Это очевидное игнорирование экономических законов и реалий. Они не могут напечатать экономическое восстановление или процветание. Увеличение денежной массы вообще не создает и не может создать никакого процветания. Более того, это неверное представление порождает вторую ошибку, а именно – что не сбережения являются фундаментом благосостояния, а потребление. Это заблуждение принимает причину за следствие.

Третья ошибка – представление о том, что принудительное снижение обменного курса своих валют относительно других валют приведет к восстановлению за счет экспорта, или что какой-то мистическим образом созданный укол в руку станет причиной устойчивого восстановления. Это не так. Не вдаваясь в детали австрийской экономической теории и теории капитала, просто позвольте мне отметить, что печатание денег разрушает структуру производства из-за мошеннического изменения «процесса открытия цен» в капитализме. Когда это происходит, капитал поступает в проекты, которые никогда не будут завершены с прибылью. Пузыри создаются и лопаются, и компании массово терпят убытки, таким образом, разрушая дефицитный капитал.

Возможные сценарии

Из-за философии, построенной на печатании денег, доллар крайне предрасположен к тому, чтобы проиграть свою хваленую позицию резервной валюты первой крупной торговой стране, которая прекратит раздувать свою валюту. Существуют доказательства того, что Китай понимает что поставлено на кон; он увеличил свои золотые запасы и контролирует вывоз золота из страны. Если вторая по величине мировая экономика и одна из крупнейших торговых держав привяжет свою валюту к золоту, спрос на юань возрастет, а спрос на доллар упадет в одночасье.

Или застарелый европейский кризис в Европе вынудит Германию покинуть Еврозону и восстановить немецкую марку. Я давно ратовал за то, чтобы Германия поступила именно так, - ведь это неизбежно разоблачит гниль евро, широко распространенной валюты, разграбленной половиной стран континента для финансирования своих обанкротившихся социальных систем. Европейский континент, кроме Великобритании, мог бы стать, по большей части, зоной немецкой марки, а марка могла бы, в конечном счете, заменить доллар как основную мировую резервную валюту.

Однако основная проблема заключается в способности всех центральных банков печатать бумажные деньги, то есть деньги, которые не обеспечены ничем, кроме власти государства, выраженной через законы о средстве платежа. Центральные банки в действительности являются не более чем законными фальшивомонетчиками. Истеблишмент, жаждущий войны и продолжения социального государства, заставляет печатать деньги. Обе эти сферы лишь потребляют капитал, а не наращивают его.

В среде металлических денег, где денежную массу раздуть невозможно, проявляется истинная природа расходов на военные действия и социальную сферу, ограничивая объем средств, которые общество готово выделить на то или другое. Но в среде бумажных денег военные и социальные расходы могут беспрепятственно и резко вырасти, потому что их неблагоприятные последствия ощущаются позже, и связь между потребительским расходованием и его вредом для экономики слабо осознается. Таким образом, обе эти сферы могут разрастаться за пределы восстанавливающих и неисчерпаемых ресурсов экономики.

Лучшее противоядие – ликвидировать центральные банки полностью и позволить частным организациям участвовать в выпуске денег только с соблюдением нормального торгового права. Здоровые деньги были бы на 100% обеспечены товарами, имеющими фактическую ценность, - золотом, серебром и т.д. Любой создатель денег, выдающий денежные сертификаты или бездокументарные счета (расчетные счета) сверх обещанного коэффициента обмена на соответствующий сырьевой товар, признавался бы виновным в мошенничестве и нес бы наказание согласно коммерческому и уголовному законодательству, как мы в данный момент наказываем фальшивомонетчиков. Законы о средстве платежа, запрещающие использование (во многих случаях) какой-либо иной валюты, кроме навязанной государством, были бы отменены, а конкурирующие валюты приветствовались бы. Рынок распознал бы лучшие деньги и вытеснил бы менее ходовые; то есть лучшие деньги подавили бы плохие или менее хорошие валюты.

Нам нужно иначе посмотреть на понятие резервной валюты, потому что это важно. Нам нужно рассматривать ее как привилегию и ответственность, а не как оружие, которое мы можем использовать против остального мира. Если мы отменим или хотя бы ослабим законы о законном средстве платежа и позволим процессу открытия цены выявить лучшие здоровые деньги, если мы позволим доллару США стать лучшей из валют – истинно стабильными деньгами – тогда шансы на наше личное и коллективное процветание существенно возрастут.

аватар

ИНСТИТУТ МИЗЕСА

Крупнейший либертарианский исследовательский институт в США.

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.