Почему конец нефтедоллара предвещает беду для американского режима. Что такое евродоллар?

Автор: Райан МакМейкен (Ryan McMaken)

крах нефтедоллара

17 января министр финансов Саудовской Аравии Мухаммед Аль-Джадаан (Mohammed Al-Jadaan) заявил, что Саудовское государство открыто для продажи нефти в валютах, не привязанных к доллару. «Нет никаких проблем с вопросом о том, как мы урегулируем наши торговые соглашения, будь то доллары, евро или саудовские риалы», - сказал Аль-Джадаан в интервью Bloomberg TV.

Если режим Саудовской Аравии в рамках своего нефтеэкспортного бизнеса действительно будет вести значительный объём торговли в валютах, отличных от доллара, это будет означать отход от доллара как доминирующей валюты в глобальных нефтяных платежах. Или, говоря иначе, это будет означать конец так называемого нефтедоллара.

Но насколько серьезны эти изменения? На фоне все более частых комментариев Саудовской Аравии о торговле в недолларовых валютах, мы постоянно наблюдаем рост числа экспертов, заявляющих о «крахе» доллара или о неизбежном разрушении его мировой могущества.

Действительно ли отход от доллара в мировой торговле нефтью приведет к значительному снижению курса доллара? В конечном итоге возможно все. Но для этого сперва должны выпасть несколько других карт. Особенно, карта под названием «евродоллар».

С другой стороны, было бы глупо просто махнуть рукой на возможный уход Саудовской Аравии от доллара. Конец нефтедоллара действительно станет ударом для доллара, но он не будет смертельным. Более того, игнорировать статус нефтедоллара просто безрассудно, ведь этот статус имеет геополитические последствия. Саудовские комментарии по поводу доллара свидетельствуют о том, что саудовцы больше не считают свой союз с США таким важным, каким он был с 1970-х годов. То, что не было насущной экономической проблемой для США и доллара, возможно, может вскоре стать геополитической проблемой.

Рассмотреть нефтедоллар в контексте одной из составляющих долларовой части мировой экономики – лучший способ оценить его потенциальный конец. С 1950-х годов доллар получил огромную поддержку в мировой торговле, в сфере инвестиций и долларовых резервов, хранящихся у иностранцев. Это значительно повысило спрос на долговые обязательства США и на доллары, что привело к огромному дезинфляционному эффекту во внутренней экономике США. Т. е. вновь созданные доллары скупаются иностранцами, нуждающимися в них для погашения долгов, выраженных в долларах и для пополнения банковских резервов.

Но если мировое господство доллара действительно идет на спад, то в перспективе можно ожидать как высокую инфляцию на внутреннем рынке, так и повышение процентных ставок. И это будут далеко не те привычные показатели, которые были в США в последние 30 лет. Другими словами, по мере снижения курса доллара режим США больше не сможет монетизировать долг и наращивать новые огромные дефициты, не опасаясь при этом высокой инфляции цен или падения цен на казначейские облигации. Конец нефтедоллара не служит причиной для паники прямо сейчас, но это последний признак ограничения власти американского режима с помощью доллара.

Что же представляет собой нефтедоллар?

Нефтедоллар - это результат усилий США по обеспечению доступа к ближневосточной нефти и одновременно ослаблению падения доллара в начале 1970-х годов.

К 1974 году доллар США оказался в шатком положении. В 1971 году, в результате расточительных расходов как на войну, так и на внутренние программы социального обеспечения, США больше не могли поддерживать установленную мировую цену на золото в соответствии с Бреттон-Вудской системой, созданной в 1944 году. Стоимость доллара по отношению к золоту снизилась из-за увеличения предложения доллара в качестве побочного продукта растущих дефицитных расходов. Иностранные правительства и инвесторы начали терять веру в доллар.

В ответ на эти события Ричард Никсон (Richard Nixon) заявил, что США откажутся от Бреттон-Вудской системы. Доллар начал колебаться по отношению к другим валютам. Ничего удивительного, что эта девальвация не восстановила доверие к доллару. Т.к. США не старались снизить дефицитные расходы, им было необходимо продолжать поиски способов продажи государственных долговых обязательств без повышения процентных ставок. После 1973 года, когда первый нефтяной кризис еще больше усугубил инфляцию цен, вызванную дефицитом, мотивация американцев исправить ситуацию усилилась еще больше.

Но к 1974 году огромный поток долларов из США в Саудовскую Аравию, главного экспортера нефти, подсказал решение. Никсон добился соглашения, по которому США будут покупать нефть у Саудовской Аравии, а также предоставлять королевству военную помощь и оборудование. В свою очередь, саудовцы использовали свои доллары для покупки казначейских облигаций США и помощи в финансировании дефицита бюджета США.

С точки зрения государственных финансов, это казалось беспроигрышным решением. Саудовцы получали защиту от геополитических врагов, а США - новое место для «разгрузки» большого объема государственного долга. Более того, саудовцы могли инвестировать свои доллары в достаточно безопасные и надежные объекты в США. Данная взаимосвязь получила название «переработка нефтедолларов». Тратя средства на нефть, США создавали новый спрос на американские долговые обязательства и доллары США.

Со временем, благодаря доминированию Саудовской Аравии в Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК), влияние доллара полностью распространилось на ОПЕК, и он стал предпочтительной валютой для закупок нефти во всем мире.

Эта нефтедолларовая договоренность оказалась особенно важной в 1970-х и 1980-х годах, когда Саудовская Аравия и страны ОПЕК контролировали большую часть торговли нефтью. Она тесно связывала интересы США с интересами Саудовской Аравии, способствуя враждебному отношению американцев к традиционным соперникам королевства (таким как Иран).

Нефтедоллар - это разновидность евродоллара

С точки зрения своей экономической роли нефтедоллар всегда был лишь разновидностью евродоллара.

Что такое евродоллар? По утверждению Роберта Мерфи (Robert Murphy):

Термин «евродоллар» фактически применим к любому депозиту в долларах США, хранящемуся в финансовом учреждении за пределами США, или к депозиту в долларах США, хранящемуся в иностранном банке на территории США. Таким образом, он не имеет ничего общего с валютой евро и не ограничивается долларами, находящимися в Европе; это долларовые депозиты, на которые не распространяются те же правила, что и на доллары США, хранящиеся в американских банках. Они не гарантированы защитой FDIC (Федеральной корпорации страхования депозитов), а, следовательно, имеют тенденцию получать более высокую прибыль.

Торговля евродолларами огромна, хотя трудно точно определить ее масштабы. По одной из оценок, активы евродолларов составляют почти $12 трлн. (Для сравнения: все активы американских банков составляют около $22 трлн.) Или, другими словами, «оффшорная банковская деятельность в долларах сейчас составляет около половины от общего объема операций в США». Следовательно, экономика евродоллара весьма обширна. И эта так называемая «долларовая зона» выступает ключевым компонентом многих ведущих экономик мира. Надо помнить, что большая половина мировой экономики непосредственно находится в этой зоне.


Для сравнения, в 2020 году объем торговли нефтедолларами ежегодно составлял менее $3,5 трлн. И даже значительное сокращение этой суммы само по себе не вызовет обвала мирового спроса на доллар (по отношению к другим валютам). С там количеством кредитов в мировой экономике нефтедоллар остается лишь частью «большого пирога».

Впрочем, можно также сделать вывод, что конец нефтедоллара - это часть более крупной и важной тенденции отказа от доллара. С 2008 года относительная величина рынка евродоллара снизилась со своего пикового значения в 87% от размера банковской системы США до 60%. При этом доля долларов США в резервах иностранных банков снизилась до 60% на сегодняшний день вместо 71% двадцатилетней давности. Россия, Китай и Индия заинтересованы в освобождении мировой экономики от доллара.

Даже если эта тенденция сохранится, спрос на доллары определенно не исчезнет ни через неделю, ни через месяц, ни через год. В мировой экономике все еще остаётся несколько $трлн. долговых обязательств. И на данный момент – это мотивация сохранения спроса на доллары. Более того, доллар остается одной из самых безопасных валют, принимая во внимание то, что центральные банки Японии, Европы, Великобритании и Китая с трудом принимают «твердую валюту». Учитывая мощность экономики США и безопасность ее казначейских облигаций, иностранцы по-прежнему будут хранить доллары для покупки американских активов. И не смотря на миф о том, что «Америка больше ничего не производит», они по-прежнему продолжают приобретать американскую продукцию.

Конечно, это не значит, что с долларом все обстоит прекрасно. Процесс ухода от доллара даже в замедленном темпе будет способствовать росту стоимости жизни для американцев. Нынешняя бешенная инфляция режима США приведет к еще большей инфляции внутренних цен благодаря меньшему количеству иностранцев, хранящих деньги в долларах. Другими словами, отход от доллара будет свидетельствовать об уменьшении монетизации государственного долга американского режима. Если, конечно, он стремится избежать безудержной инфляции. Вероятно, это приведет к выплате более высоких процентных ставок по государственным облигациям США. А, значит, от налогоплательщиков потребуется больше денег для обслуживания долга, и американскому режиму станет гораздо труднее финансировать новые войны, программы и проекты, придуманные Вашингтоном.

Геополитика нефтедоллара

Более очевидные краткосрочные последствия отхода от нефтедоллара проявятся скорее в геополитике, чем в валютном порядке. Помимо сигнала о том, что она больше не привязана к доллару, Саудовская Аравия недавно заявила о своей открытости по отношению к России и готовности присоединиться к странам Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки (БРИКС). Этот шаг Саудовской Аравии представляет потенциальную угрозу стратегическим интересам США, ведь американский режим привык доминировать во всем регионе Персидского залива благодаря связям с Саудовской Аравией. Отказ от нефтедоллара только ускорит этот шаг. Этого будет отнюдь не достаточно для ликвидации доллара, но вполне хватит для угрозы американскому уровню жизни. В свою очередь, фунт стерлингов продолжил своё существование после потери своего хвалебного положения предпочтительной мировой резервной валюты. Он просто стал мене весомым. Доллар движется в том же направлении…

аватар

ИНСТИТУТ МИЗЕСА

Крупнейший либертарианский исследовательский институт в США.

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.