«Момент Мински» нависает над миром, тонущим в долгах: в коротких вопросах и ответах

Хайман Мински

Автор: Энда Керран (Enda Curran)

Одного лишь упоминания о моменте Мински – внезапном обвале рынков и экономик, зависимых от долга, – достаточно, чтобы заставить политиков содрогнуться. Данная теория основана на работе Хаймана Мински (Hyman Minsky), американского экономиста, специализировавшегося на влиянии чрезмерной задолженности на финансовую нестабильность. Рекордные уровни долга во всем мире вкупе с заоблачными ценами финансового рынка придали теории Мински актуальность, вызывая предупреждения Международного валютного фонда (МВФ) и других. Перед тем как принять руководство Федеральной резервной системой, Джанет Йеллен (Janet Yellen) описывала работу Мински как «обязательную для прочтения».

1. Что такое момент Мински?

Данный термин относится к конечной стадии длительного периода экономического процветания, подстрекавшего инвесторов предпринимать чрезмерные риски до такой степени, когда кредитование превосходит то, что в состоянии уплатить заемщики. В такой момент, как писал Мински, возникает рост «спекулятивных и пирамидных финансов». Когда случается даже такое простое дестабилизирующее событие, как повышение процентных ставок, инвесторы вынуждены продавать активы, чтобы выручить деньги для выплаты кредитов. В свою очередь, это вызывает резкий спад рынков при большом спросе на наличные. Предпринимались попытки провести различие между моментом Мински и ведущим к нему процессом Мински.

2. Случались ли уже моменты Мински?

Да. В 1998 г., после схлопывания пузырей активов в Азии, Россия объявила дефолт по внутреннему долгу и девальвировала рубль. (Именно во время того кризиса Пол Маккалли (Paul McCulley), в то время экономист в Pacific Investment Management Co., придумал термин «момент Мински»). Глобальный финансовый кризис 2007-2008 гг. считается еще одним моментом Мински, так как он был вызван обвалом американского рынка субстандартной ипотеки.

3. Как данная идея применима сегодня?

Рекордные долги по всему миру несут в себе предупреждение о моменте Мински. В октябре 2016 г. МВФ сообщил, что долг правительств, домохозяйств и нефинансовых фирм «сейчас находится на историческом максимуме», составляя 225% глобального валового внутреннего продукта. Через год МВФ предупредил о «непрекращающемся поиске дохода, тогда как слишком много денег преследуют слишком мало доходных активов, что выбивает инвесторов из их традиционной среды». Если момент Мински вероятен, то он может быть спровоцирован, когда центральные банки обуздают сверхлегкую денежную массу и поднимут процентные ставки. Риск момента Мински в наши дни часто связывают с Китаем, второй по величине экономикой в мире.

4. Чем объясняется такое внимание Китаю?

Чжоу Сяочуань (Zhou Xiaochuan), глава Народного банка Китая, упомянул Мински, предостерегая от чрезмерного оптимизма, способного спровоцировать внезапный обвал цен активов. «Когда в экономике слишком много проциклических факторов, циклические флуктуации будут усиливаться, – сказал Чжоу 19 октября в ответ на вопрос во время одного мероприятия в кулуарах 19-го съезда Коммунистической партии в Пекине. – Если мы слишком оптимистичны, когда все идет гладко, накапливаются напряжения, что может привести к резкой коррекции, тому, что мы называем моментом Мински. И от этого нам особенно надо защититься».

5. Насколько распространены опасения момента Мински в связи с Китаем?

Некоторые экономисты и аналитики уже какое-то время предупреждают, что Китай близок к часу расплаты, сравнимому с моментом Мински. Аргумент сводится к тому, что китайское правительство курировало непомерный темп создания кредита, обреченный закончиться плачевно. Поговаривают, что государственные банки замалчивают безнадежные кредиты и поддерживают на плаву компании-зомби, тянущие за собой остальную экономику. Но другие утверждают, что активы китайского правительства превосходят пассивы, и пока экономика будет продолжать расти, пессимисты будут неправы.

6. Кем был Мински?

Мински учился в Чикагском университете и Гарвардском университете, где он стал ассистентом Элвина Хансена (Alvin Hansen), придумавшего термин «долгосрочная стагнация». С 1957 по 1965 гг. Мински был доцентом кафедры экономики Калифорнийского университета в Беркли, где он разработал свои основные теории. Он умер в 1996 г., до того как его идеи обрели широкую известность.

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.