Международные потоки прямых инвестиций рухнули

Компании все чаще предпочитают не инвестировать в другие страны или встречаются с препятствиями.

Глобальные потоки прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в 2018 г. обвалились еще на 28% – после падения на 16% в 2017 г. – до всего лишь $1.1 трлн, что эквивалентно 1.3% глобального ВВП – самый низкий коэффициент с 1999 г., по новым данным, опубликованным Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Падение глобальных потоков ПИИ наблюдается третий год подряд на фоне того, как компании все чаще предпочитают не инвестировать в бизнесы или активы в других странах или встречаются с препятствиями.

На пике в 2015 г., до начала торговых войн, голосования за Брексит и принятия Китаем мер против оттока капитала, двигавшего дорогостоящими покупками стратегических компаний по всему миру, а также ростом цен активов во многих юрисдикциях, глобальные потоки ПИИ составляли $1.92 трлн, или примерно 2.5% глобального ВВП. С тех пор ПИИ рухнули на 43%.

международные прямые инвестиции

Обвал глобальных потоков ПИИ

Финансовый кризис; Следующий бум; Следующий кризис?

Источник данных: ОЭСР

Одной из главных причин недавнего падения потоков ПИИ ОЭСР называет американскую налоговую реформу 2017 г., вынудившую многие американские компании репатриировать большие суммы доходов филиалов в таких странах, как Ирландия и Швейцария, где в прошлом году наблюдалось существенное сокращение притока иностранных инвестиций.

США традиционно считаются крупнейшим в мире источником ПИИ, однако в прошлом году впервые с 2005 г. зафиксирован отрицательный отток, так как движение средств американских инвесторов в глобальные бизнесы и активы обратилось вспять – обратно в США, по крайней мере, на бумаге. Общая сумма оттока в прошлом году составила -$48 млрд в сравнении с $316 млрд в 2017 г.

Отрицательный отток был сконцентрирован в первой половине 2018 г. из-за непосредственного влияния американских налоговых сокращений. Во второй половине года США вновь заняли положение главного мирового источника ПИИ.

Спад затронул и еще 21 (из 36) страну из входящих в ОЭСР, в частности Великобританию, Люксембург, Канаду, Германию, Бельгию, Японию, Южную Корею, Данию и Австрию.

Одновременный резкий спад оттока ПИИ из Китая второй год подряд еще больше усугубил ситуацию, особенно в Европе и Северной Америке, где сумма китайских инвестиций обвалились на 73%: со $111 млрд в 2017 г. до $30 млрд в 2018 г.

Китайские прямые инвестиции в американские активы обвалились до $4.8 млрд – самого низкого уровня за 7 лет, что на 90% меньше, чем $46 млрд инвестиций в 2016 г. Причиной послужил целый ряд факторов, включая торговую войну, ужесточение Китаем контроля над оттоком капитала и более строгий надзор американского правительства над приобретением китайцами американских активов.

Больше всего китайских ПИИ в 2018 г. получила Великобритания, хотя сумма полученных средств – $4.9 млрд – оказалась на 71% меньше, чем $17 млрд, полученных в 2017 г. Спад в значительной степени обусловлен отсутствием крупных сделок по слияниям и поглощениям, таких как приобретение Китайской инвестиционной корпорацией в 2017 г. лондонской складской компании Logicor за $14 млрд.

Общий приток ПИИ в Великобританию в прошлом году обвалился более чем на треть, до $64 млрд с чуть более $100 млрд в 2017 г. Последние данные ОЭСР предоставляют дополнительное свидетельство большого урона, нанесенного затянувшейся политико-экономической неопределенностью инвестиционному аппетиту в Великобритании, как среди британских, так и среди иностранных инвесторов. Квартальные инвестиции падали на протяжении всего прошлого года впервые со времени финансового кризиса 2008-09 гг., согласно Национальной статистической службе Великобритании. Новые инвестиции в важнейший британский автомобильный сектор в 2018 г. обвалились на 47%, до всего лишь £589 млн.

Но для британской экономики были и хорошие новости, как отчаянно пыталось отметить британское правительство. Несмотря на недавний спад притока инвестиций, Великобритания остается в пятерке крупнейших получателей ПИИ наряду со США, Китаем, Нидерландами – занявшими первое место в Европе с $70 млрд ПИИ – и Бразилией.

Многие европейские компании заморозили все несущественные интересы в Великобритании, по крайней мере до того, как развеется густой туман, обволакивающий политическое и регуляторное будущее страны. Недавнее решение ЕС продлить по просьбе британского правительства крайние сроки Брексита до 31 октября не дало такой необходимой ясности, а посеяло еще большее замешательство и неопределенность. А это последнее, что нужно бизнесу.

Тем не менее Великобритания не была единственным европейским членом ОЭСР, пережившим в прошлом году резкий спад притока ПИИ. Приток ПИИ в Германию с 2017 по 2018 гг. обвалился на 67%, с €33 млрд до всего лишь €11 млрд. Принятое немецким правительством в конце прошлого года решение ужесточить контроль над иностранными инвестициями вполне может усугубить эту тенденцию.

Также сократился приток инвестиций в 13 других стран – членов ОЭСР, включая Норвегию, Швейцарию и Ирландию, тогда как такие экономики, как Испания, Бельгия, Австралия, Нидерланды, Канада и Франция, получили больше инвестиций. ЕС в целом в 2018 г. получил на 20% меньше ПИИ от всех остальных стран, тогда как США – на 10% меньше.

аватар

Рихтер, Вульф

Richter, Wolf

Предприниматель и венчурный капиталист. Автор блога Wolf Street.

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.