Как меняется аффинаж золотых слитков в 2019 году: Индия

НЕТ, МИР в ближайшее время не ждет «пик золота», пишет Адриан Эш (Adrian Ash) из BullionVault.

Данная идея – что подземные запасы золота скоро достигнут предела, и поэтому ежегодная добыча начнет бесконечно падать, как пророчили и нефти, но этого не случилось, – просто несостоятельна.

Глобальная добыча в 2018 г. выросла 10-й год подряд, установив 9-й подряд новый исторический рекорд. Такой головокружительный рост в 2019 г. может замедлиться или приостановиться, но, в то время как темпы открытий у крупнейших мировых горняков падают (консультанты из McKinsey считают, что подземные резервы 20 ведущих компаний мира сократились на четверть после их несвоевременного всплеска слияний и поглощений в 2012 г.), текущая страна номер 1 – Китай – по-прежнему недостаточно разведана, а мелкомасштабная добыча в развивающихся экономиках переживает бум.

Короче говоря, как в ближайшее время, так и в долгосрочной перспективе, золота будет больше.

Но кто добывает это золото и как оно затем достигает инвесторов, молодоженов и смартфонов – это другой вопрос. Поскольку в любой момент количество золота ограничено и бум часто имеет нелегальное происхождение, иногда агрессивная мелкомасштабная золотодобыча означает развитие в аффинаже золотых слитков вторичного рынка, тогда как рост конкуренции в переработке материала из легальных источников снижает доходность крупных игроков, соответствующих Лондонскому стандарту хорошей поставки.

Второй крупнейший потребитель золота, Индия, к примеру, стремится стать крупным центром аффинажа этого металла. Возможно, было бы лучше, если бы ее правительство не запрещало экспорт слитков. Как бы то ни было, в отрасли идет борьба за поиск достаточного количества металла.

предложение золота в Индии

Индийское предложение золота (тонны)

Внутренний лом + побочный продукт добычи меди

Сплав Доре для аффинажа

Официальный импорт

Источник: BullionVault на основе презентации Всемирного совета по золоту с использованием данных Metals Focus

Почти не имея собственной золотодобычи, Индия является крупнейшим в мире чистым импортером золота, нуждавшимся последние полдесятилетия в среднем в 895 т в год для удовлетворения спроса домохозяйств и промышленности, согласно данным, собранным Всемирным советом по золоту.

Чтобы сократить влияние этого притока золота на текущий дефицит Индии в торговле с остальным миром, Нью-Дели с 2012 г. пробовал предпринимать разные шаги, некоторые изобретательнее других, но все пока малоэффективные – кроме налоговых льгот для национальных аффинажеров.

Индийские золотые дилеры платят меньшие пошлины на импорт сплава Доре – неочищенного сплава, изготовляемого на шахтах, обычно содержащего серебро и стоящего дешевле, чем очищенное золото, – чем на импорт готовых аффинированных слитков. В прошлом году благодаря этому индийский импорт сплава Доре вырос еще на 10% и достиг 276 т, согласно специализированному консалтинговому агентству Metals Focus. На этот неочищенный металл пришлось 36% всего официального золотого импорта, тогда как в 2017 г. было 29%, а всего пять лет назад – лишь 4%. Причиной стал как рост импорта сплава Доре, так и сокращение притока аффинированных слитков.

Другими словами, налоговые ставки могут менять поведение. Пошлины на импорт сейчас составляют 10% для аффинированных золотых слитков и 9.35% для сплава Доре, но эта разница в 0.65 процентного пункта все же дает национальным аффинажерам существенную мотивацию, потому что «при превращении сплава Доре в аффинированные слитки добавленная стоимость составляет всего 0.15%», согласно публикации Судхиша Намбиатха (Sudheesh Nambiath) и профессора Арвинда Сахая (Arvind Sahay) из Индийского центра золотой политики в Economic Times.

«Тем не менее, – отмечается в новой публикации Gold Focus 2019 от Metals Focus, – следует подчеркнуть, что, несмотря на скачок импорта сплава Доре, уровень загрузки индийских аффинажных заводов остается низким, всего 20-30%, поскольку лишь небольшое число фирм стабильно покупают сплав Доре».

Таким образом, инсайдеры отрасли предупреждают, что есть риск, что существующий рост нарушает международное законодательство об отмывании денег и правах человека из-за использования поставок из нелегальных источников. Из-за этого ювелирные изделия индийского производства могут быть непривлекательными для иностранных потребителей в сравнении с более дорогими швейцарскими товарами, что наносит урон ключевой цели Нью-Дели по превращению «произведено в Индии для Индии» в «произведено в Индии для мира».

Такая угроза не новость. Например, нелегальные потоки золота из Ганы в Индию в 2015 г. попали в заголовки как в западноафриканском государстве («Индийцы грабят золотой рынок Ганы»), так и в Индии («Конфликтное золото попадает в Индию через Гану»).

Однако сейчас, судя по всему, потенциальные последствия хуже, так как Индия стремится сократить свой торговый дефицит путем наращивания экспорта, в то время как западные государства стали активнее бороться с «конфликтными минералами» и нарушениями прав человека в цепочке поставок ключевых потребительских товаров.

Как раз на этой неделе чиновники Госдепа, судя по всему, потребовали встретиться в Нью-Йорке с 25 руководителями ювелирных компаний. Затем они назвали процесс Кимберли, используемый для проверки происхождения алмазов, «неадекватным» в борьбе с «низменными режимами» и объявили, что Вашингтон готовится требовать указание страны происхождения для всех импортируемых в США ювелирных изделий.

Можно предположить, что будет проверяться и, возможно, блокироваться импорт, например, из Китая. Но, как сказал один из присутствовавших на встрече, «на чем угодно можно поставить печать одобрения». И это хорошо впишется в стремление Индии по формализации собственной индустрии драгоценных камней и ювелирных изделий, оцениваемой в $35 млрд в год, где занято порядка 4.5 млн человек. Но если шок демонетизации 2016 г., повышение налога с продаж, расширение финансового доступа для сельских семей и грядущие меры по обязательному требованию пробирования толкают в едином направлении, глубокая любовь Индии к дешевому золоту означает, что «серый» рынок прикрыть будет сложно.

Обязательное пробирование означает большие перемены для ювелиров в Индии, где, согласно данным, обнародованным на ежегодной конференции Лондонской ассоциации участников рынка драгоценных металлов (London Bullion Market Association (LBMA)) в 2016 г., аффинажеры, перерабатывающие лом, обнаруживают среднее содержание золота всего 60% вместо 91%, обещанного государственным стандартом 22-каратной пробы. Также существует риск увеличения притока конфликтного золота, что ухудшит индийский вторичный рынок, потому что «будет две цены золота», согласно отраслевому источнику, цитировавшемуся в этом месяце в Business Standard, «одна для золотых слитков, имеющих серийный номер (или находящихся в хранилище), и другая для тех, у которых его нет… ниже на 10-15%».

«Не следует игнорировать риск, связанный с ростом [аффинажной отрасли]», – говорят Намбиатх и Сахай из Индийского центра золотой политики.

«Увеличение стимулов для аффинажеров и рост аффинажных производственных возможностей сами по себе не помогут Индии стать аффинажером для всего мира… Ключ в соблюдении стандартов Организации экономического сотрудничества и развития, и лишь затем следуют чистота, качество и дизайн».

аватар

Эш, Адриан

Ash, Adrian

Глава аналитической службы BullionVault -одного из крупнейших в мире сервисов по торговле и хранению драгоценных металлов.

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.