Как коронавирус может сбросить груду китайских долгов на мировую экономику

Автор: Вильям Песек (William Pesek)

коронавирус

Пассажиры шанхайского метро в защитных масках, 25 февраля 2020 г. Фото: Ноэль Селис (Noel Celis)/ AFP через GettyImages

На фоне растущей неопределенности из-за коронавируса ясно одно: Китай сообщит, что в 2020 г. его экономика выросла примерно на 6%.

Резкое замедление – последнее, что китайское руководство может себе позволить. Так что ожидайте, что пекинские фискальные инженеры, муниципальные правительства, центральные банкиры и статистики ни перед чем не остановятся, чтобы создать впечатление, будто ВВП в этом году максимально близок к запланированному.

Но когда жар пройдет и маски будут сняты, глобальная экономика встретится с не таким уж и здоровым Китаем, с большими системными рисками, чем раньше. Цифра, имеющая значение, – не 6%, а 34 трлн. Столько государственного и частного долга в американских долларах было у Китая в 2019 г. Такой показатель полезен, так как он отображает цену последних попыток Пекина преодолеть экономическую силу тяжести.

В десятилетие с 2009 г. – сразу после обвала Уолл-стрит – по 2019 г. можно было наблюдать самые масштабные кампании по стимулированию за всю историю человечества. Массовое строительство многополосных автомагистралей, международных аэропортов, стадионов, муниципальных зданий, университетских городков, пятизвездочных отелей и музеев поддерживало рост выше 6% и помогало китайскому руководству сохранять легитимность.

Но коронавирус выбивает почву из-под ног китайских властей в двух смыслах. Во-первых, медленная и непрозрачная реакция на вспышку инфекции, уже практически достигшую статуса пандемии, пошатнула уверенность в их компетентности. Во-вторых, стала заметнее неизбежная экономическая реальность, довлеющая над Китаем уже много лет.

Да, медведи не слишком много зарабатывают, ставя против Китая. Однако так называемые «моменты Мински (Minsky)» – когда подпитываемые кредитом бумы оканчиваются крахом – случаются независимо от того, готовы вы или нет. Вспомните Японию в 1980-х, Латинскую Америку, Азию и Россию в 1990-х и США в 2008 г. Когда экономика заходит в тупик, политикам не так легко контролировать последствия.

Нельзя утверждать, что в Китае в скором времени случится крах. Закрытый характер финансовой системы действительно позволяет китайским властям различными способами смягчать потрясения – в том числе благодаря $3.2 трлн валютных резервов. Но нельзя отрицать, что китайская финансовая система в конце 2020 г. будет слабее, чем в начале.

Поскольку полмиллиарда граждан оказались на карантине, а цепочки поставок нарушились, Китай вряд ли в этом году достигнет 6% роста. Об истинном состоянии китайского роста лучше судить по показателям ключевых торговых партнеров от Японии до Южной Кореи и Австралии.

Китайская экономика столкнулась с коронавирусом ослабленной после 18 месяцев торговых войн. Чтобы противодействовать пошлинам американского президента Дональда Трампа (Donald Trump), пекинские фискальные менеджеры и Народный банк Китая еще больше усилили стимулирование, в том числе разрешив региональным правительствам увеличить займы.

Стоит ожидать еще больше подобного в 2020 г., так как вспышка вируса подрывает всевозможные двигатели китайского роста. Экономисты не могут в полной мере представить последствия для самой населенной страны мира.

«Прямые издержки приостановки всей китайской экономики для противодействия распространению Covid-19 видны на безлюдных улицах и в закрытых магазинах, – говорит аналитик Томас Гэтли (Thomas Gatley) из Gavekal Research. – Но масштабы последствий второго порядка увидеть намного сложнее: в какой мере экономический ущерб, причиненный закрытиями, сохранится даже после того, как бизнесы вновь откроются?»

По оценке Гэтли, китайские компании в первом квартале потеряют в общей сложности порядка $710 млрд денежных потоков. «Перед лицом такого огромного давления, – говорит он, – многим фирмам не останется ничего другого, кроме как объявить дефолт или отсрочить выплату денежных обязательств перед сотрудниками, банками и поставщиками и урезать планируемые в этом году расходы».

Но, конечно, даже такой прогноз может оказаться слишком оптимистичным. В таком случае обвал американских акций за первые два дня этой недели на $1.7 трлн может послужить предвестником того, что ждет впереди. Пытаясь охладить двигатель китайского экспорта, Трамп не учитывал риск того, что экономическая травма бумерангом ударит по Америке.

Потенциальный кризис здравоохранения в Китае – это уже плохо. Но еще хуже, что Китай встречает его в ослабленном состоянии. Мировым инвесторам есть из-за чего беспокоиться. Тридцать четыре триллиона долларов – это вам не шутки.

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.