Главный художник дизайнерского центра АО «Гознак» Александр Бакланов рассказал о балансе технологий и ручной работы при производстве монет

технологии производство монет

Между традициями и инновациями в вопросе создания современных памятных монет нет никакого противоречия. Такую мысль высказал руководитель дизайнерского центра Управления технологии и диспетчеризации монетно-орденского производства АО «Гознак», народный художник России Александр Бакланов. О сочетании технологий и ручного труда при производстве денежных знаков он рассказал в рамках вебинара «Дизайн памятных монет», организованного журналом «Золотой червонец».

«Мы постоянно противопоставляем две вещи — традиции и инновации. Но я не вижу противоречий между ними. У российского медальерного искусства очень длинная история, у нас есть традиции, от которых мы не вправе отказаться. Мы можем только их развивать», — отметил Александр Бакланов.

Он подчеркнул, что на нумизматическом рынке больше всего ценится «свое лицо» и традиции. Российских мастеров всегда учили уважать то, что было создано, поэтому первостепенная задача сейчас — возродить профессию медальера. И хотя сейчас при разработке дизайна монет повсеместно применяются компьютерные технологии, в России студентов учат работать руками. 

«Раньше на монетных дворах были рисовальщики, лепщики, граверы и даже сочинители сюжетов. В основе всего этого лежит ручной труд. Сложив обязанности всех перечисленных людей, мы получим профессию медальера. Сегодня ведущие МД Европы тоже сохраняют эту традицию. Ведь только так можно создать настоящее произведение искусства», — считает Александр Бакланов.


Новые технологии использовать можно, но только как еще один дополнительный инструмент. Мастера Гознака на определенных этапах разработки монет активно их применяют. Например, сначала по эскизу делается лепка, а затем в специальной программе чистят, дорабатывают и выправляют неточности в соответствии с техническими параметрами.

«Нельзя заменить ручную работу, но использовать технологии в помощь — пожалуйста. Мы даже работаем с нейросетями», — пояснил художник.

Монета — это государственное изделие, и к нему предъявляют соответствующие требования. Техническое решение определяется темой будущей монеты. Ее концепция проходит несколько стадий утверждения, прежде чем будет принят конечный вид монеты. И важно в процессе всех этапов разработки не растерять изначальной задумки. А кроме того, не преступить черту и не сделать из монеты ювелирное изделие. 

«В каждой работе медальер стремится сделать свое открытие через язык пластики на металле», — говорит Александр Бакланов. 

Гознак участвует в подготовке профессиональных медальеров в Академии художеств им. Репина в Санкт-Петербурге (по инициативе А. В. Бакланова в 2016 году здесь создан медальерный класс). Среди студентов медальерного класса проводится ежегодный конкурс рельефов в двух номинациях — среди младших и старших курсов. Однако открытые конкурсы по разработке дизайна изделий отнимают слишком много времени и сил и не всегда дают ожидаемый результат, объяснил Александр Бакланов. Хотя несколько дизайнов, выбранных таким образом, были реализованы в монетах, отчеканенных Санкт-Петербургским монетным двором.

аватар

ЗОЛОТОЙ ЧЕРВОНЕЦ

Российский нумизматический портал.

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.