Федеральная резервная система – это чисто политический институт и совершенно точно не банк

 Автор: Райан МакМейкен (Ryan McMaken)

австрийская школа экономики

Те, кто знаком с историей Уолл-стрит, иногда вспоминают шутку председателя ФРС Уильяма Миллера (William Miller) (предшественника Пола Волкера (Paul Volcker)) о том, что большинство американцев считают ФРС индейской резервацией, заповедником дикой природы или маркой виски. ФРС, конечно, не относится ни к чему из перечисленного. Но и настоящим банком ее не назовешь, ведь ФРС - это просто государственное учреждение, занимающееся банковскими вопросами.

Вполне объяснимо, почему многие люди считают ФРС банком. Слово «банк» присутствует в названии 12-ти региональных подразделений, входящих в систему: например, Федеральный резервный банк Канзас-Сити. ФРС также имеет множество прозвищ, делающих ее похожей на банк. Иногда ее называют «кредитором последней инстанции» или «банком для банков». Кроме того, многие люди часто называют ФРС «центральным банком». Такая формулировка весьма удобна, но не совсем правильная.

Кроме этого, даже банковские критики зачастую твердят о том, что ФРС – это «частный банк». А еще встречаются красноречивые экономисты, распространяющие сказки о «независимости» ФРС от политической системы и о принятии ею решений, основанных в первую очередь на экономической теории в толкованиях мудрых экономистов.

Фактически, ФРС – это государственное учреждение, управляемое «политическими технократами», пользующееся тем, что за ним практически не ведется контроль со стороны Конгресса. Она такая же «частная», как, к примеру, Агентство по охране окружающей среды, и такой же «банк», как Министерство финансов США.

Это исключительно политическое учреждение

В первые десятилетия своего существования Конгресс и ФРС приложили немало усилий, чтобы сделать ее похожей на частную организацию: самофинансируемую, экономически состоятельную и подчиняющуюся рыночным силам.

Например, Федеральная резервная система была создана (по крайней мере, на бумаге) как весьма децентрализованная организация. И по сей день у нее есть «акционеры», которыми выступают частные банки – «члены» ФРС. На начальном этапе эти банки функционировали достаточно независимо и были обязаны нести убытки, когда ФРС оказывалась в минусе. Во времена золотого стандарта, у ФРС хранились золотые резервы, а ее «банкноты» должны были быть полностью привязаны к этим резервам. Банки ФРС получали доход от дисконтирования векселей и от начисления процентов по государственным облигациям. Эти относительно простые организации должны были давать в долг деньги из резервного фонда, чтобы у банков было достаточно ликвидности, и помогать справляться с финансовыми кризисами.

При существовании внутреннего золотого стандарта идея обеспечения банков ФРС реальными резервами капитала имела определенный смысл. Но после Великой депрессии все в корне изменилось. Когда Франклин Рузвельт (Franklin Roosevelt)отменил золотой стандарт, Федеральные резервные банки были вынуждены передать свое золото в Казначейство США. (И по сей день у ФРС золота нет).

Она обеспечивает монетизацию государственного долга

Позже, во время второй мировой войны выяснилось, что Федеральная резервная система была не просто способом отмывания государственных долгов. Т.к. федеральное правительство выпустило огромное количество новых долговых обязательств для финансирования войны, оно исчерпало рыночный спрос на государственные облигации по тем процентным ставкам, которые правительство могло выплачивать по своим долговым обязательствам. Поэтому Федеральная резервная система начала скупать большие объемы долговых обязательств, что позволило снизить процентные ставки. 

Председатель ФРС Генри Моргентау (Henry Morgenthau) попросту заявил, что процентные ставки по федеральному долгу будут «привязаны» к низкому уровню. Эта привязка потребовала от ФРС выкупить большое количество государственных облигаций. Но, конечно, к тому времени у нее не было ни золота, ни значимых резервов. Она просто создала деньги, чтобы скупить эти облигации.  Таким образом был «монетизирован» долг. В тех действиях ФРС не было никакой экономической теории и здравой «банковской логики». Это просто была организация, выполнявшая всё, что ей диктовали. ФРСфинансировала политическую войну. К тому же, после закрытия «золотого окна» в 1971 году, когда доллар больше не был привязан к золоту, ФРС могла свободно выпускать деньги по своему усмотрению.


В послевоенные годы все постепенно нормализовалось. Лишь после финансового кризиса в 2008 году произошел еще один большой скачок в сторону от рыночного равновесия. С тех пор Федеральная резервная система регулярно скупает государственные долговые обязательства и ипотечные залоги для поддержки стоимости активов политически связанных банков и обеспечения все больших объемов дефицитных расходов федерального правительства. 

К примеру, в 2020 – 2021гг., когда правительство решило выплатить населению несколько $ трлн. в связи с карантином в борьбе с COVID, Федеральная резервная система снова пришла на помощь правительству и позволила выпустить долговые обязательства на эту сумму без повышения процентных ставок. Осуществив это, ФРС добавила в свой портфель государственные облигации на сумму более $3 трлн., и тем самым монетизировала новый долг, аналогичный долгу, приобретенному во время Второй мировой войны.

На протяжении всего этого ФРС просто помогала американскому режиму в проведении различных политических мер.

Она не может обанкротиться

Несмотря ни на что, ФРС продолжает упорно создавать видимость того, что она - некая частная организация с реальным балансом, реальными активами и реальными финансовыми обязательствами. Но в то же время, она не придерживается ни одного из стандартов бухгалтерского учета, применяемого настоящими банками. Как заявили Пол Купик (Paul Kupieс) и Алекс Поллок (Alex Pollock): «В отличие от других финансовых учреждений, которые должны соблюдать стандарты бухгалтерского учета GAAP (Общепринятые принципы бухгалтерского учета), Совет Федеральной резервной системы самостоятельно принимает решение о стандартах бухгалтерского учета, которые он использует для составления отчетов о доходах и балансовых позициях Федеральной резервной системы». 

В прошлом году, впервые за сто лет, когда ФРС начала нести убытки, эта действительность приобрела огромное значение. Купик и Поллок подчеркивают: «Если бы ФРС была банком или другим регулируемым финансовым учреждением, она была бы ликвидирована из-за своей глубокой экономической несостоятельности». Однако «нововведения» в учетной политике, принятые Советом Федеральной резервной системы в 2011 году свидетельствуют о намерении ФРС игнорировать закон и продолжать действовать в своих интересах. Конечно, она легко может это сделать, т.к. после отмены золотого стандарта она способна создавать деньги по своему усмотрению. Эти «нововведения» подробно описаны Робертом Мерфи (Robert Murphy), который еще в 2011 году отметил, что ФРС намеренно изменила способ ведения бухгалтерского учета, чтобы сделать банкротство юридически невозможным. 

Фальшивая бухгалтерия не имела особого значения в 2011 году, так как ФРС все еще была достаточно состоятельной. Но в 2022 году честный учет показал, что она оказалась совершенно неплатежеспособной. Как же это произошло? Все дело в том, что у ФРС сейчас очень похожая проблема, с которой столкнулись сберегательные и кредитные учреждения в конце 1980-х и начале 1990-х годов. Нынешнее банкротство ФРС – это самый яркий пример того, что она никакой не настоящий банк и не частная организация, финансирующая себя за счет разумного самоуправления на рынке. 

Что еще хуже, ФРС финансирует себя, находясь в состоянии банкротства, печатая деньги и взвинчивая цену долларов, которыми владеют обычные люди. Федеральная резервная система — это просто еще одно государственное учреждение, финансируемое за счет налогов, за исключением того, что налог, который финансирует ФРС — это «инфляционный» налог, при котором она крадет часть богатства у вкладчиков и рабочих, обесценивая доллар для собственной выгоды. Или, как отмечают Купик и Поллок: «ФРС может монетизировать убытки Федерального резерва, тем самым передавая их косвенно через инфляцию любому, у кого есть банкноты Федеральной резервной системы, денежные остатки в долларах и активы с фиксированной процентной ставкой».

Что же представляет собой ФРС? Это не частная организация, она финансово неустойчива, это не банк. Это просто еще одна государственная технократия, обдирающая людей.

аватар

ИНСТИТУТ МИЗЕСА

Крупнейший либертарианский исследовательский институт в США.

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.