Европейские банки самоуничтожается, акции упали до уровня 1988 года

Автор: Ник Корбишли (Nick Corbishley)

Утечка об отмывании денег, ожившая пандемия, китайские риски, турецкий финансовый кризис, и всё это на фоне токсичных для банков отрицательных процентных ставок.

Индекс Stoxx 600 Banks, охватывающий ключевые европейские банки, в понедельник упал на 5.7%, до 81.1, что лишь немного выше зафиксированного в марте минимума за многие десятилетия 79. Последний раз до марта индекс был ниже сегодняшнего уровня в феврале 1988 г., во время распродажи, последовавшей за Черным понедельником в октябре 1987 г., когда индекс тоже опустился до 79. Индекс обвалился на 85% с пика, достигнутого в мае 2007 г., после того как за предыдущие 12 лет он учетверился. Вот удивительный график европейских банковских акций с 2007 г.:

крах европейских банков

Европейские банки: обвал, обвал, обвал

Индекс Stoxx 600 Banks, 2007-2020, ежемесячно

Европейский пузырь начинает лопаться; Lehman; Март 2009 г.; Европейский долговой кризис; Отрицательные ставки

Источник: Investing.com

Падение европейских банковских акций не остановило даже обещание большей отраслевой консолидации в виде беспорядочных слияний больших проблемных банков с меньшими проблемными банками. Три недели назад третий крупнейших кредитор Испании Caixa Bank объявил о планах приобрести Bankia, большинство акций которого принадлежит государству, за деньги, преимущественно предоставленные государством, чтобы образовать крупнейший испанский банк. В ответ на это испанский индекс MSCI лишь немного поднялся, а теперь опустился ниже, чем был до этого.

Сегодня плохой день был не только у банковских акций. Европейские акции в целом упали на 3.9% на фоне роста опасений из-за второй волны коронавируса. Но банки пострадали особенно сильно.

Одной из причин падения стала публикация отчета Международного консорциума журналистских расследований о кредиторах, содействовавших подозрительным транзакциям на $2 трлн. Речь шла о HSBC, Deutsche Bank, Standard Chartered, JPMorgan Chase и Bank of New York Mellon. Почти два десятилетия эти пять банков «обогащали себя и своих акционеров, пособничая террористам, клептократам и наркобаронам», говорится в отчете.

Вот как отреагировали акции некоторых банков:

  • ING: -9.27%
  • Deutsche Bank: -8.76%.
  • BNP Paribas: -6.37%.
  • Santander: -6.22%.
  • Unicredit: -6.17%.
  • HSBC: -5.26%.

Судя по всему, на Deutsche Bank приходится больше половины этих транзакций на $2 трлн, о которых сообщалось американским властям, но почти всегда без ответной реакции следователей, согласно Deutsche Welle. По словам экспертов, некоторые банки рассматривают сообщения о подозрительной активности «как своего рода возможность избежать тюрьмы», из года в год отправляя «многочисленные отчеты о предполагаемых преступлениях одних и тех же клиентов, при этом продолжая с ними работать».

Утверждается, что HSBC позволил особенно опасной пирамиде WCM777 перевести больше $15 млн, несмотря на то что ей было запрещено действовать в трех американских штатах. Мошенническая компания выманила у инвесторов – в основном латиноамериканских и азиатских иммигрантов – не менее $80 млн, тогда как ее владелец «использовал награбленные средства, чтобы купить два поля для гольфа, особняк на 7,000 квадратных футов, алмаз на 39.8 карата и права на разработку недр в Сьерра-Леоне».

Последние обвинения могут еще больше усложнить работу Deutsche Bank и HSBC в США. Deutsche Bank и без того со времени финансового кризиса фигурировал в целом ряде скандалов: далеко не последняя роль в субстандартном ипотечном кризисе, манипуляция процентными ставками, предоставление услуг Джеффри Эпштейну (Jeffrey Epstein), причастность к отмыванию денег.

HSBC находится в шатком положении, учитывая три уже подписанных соглашения об отсрочке судебного преследования – официальной форме испытательного срока – с Министерством юстиции США за последние 8 лет. Но терпение может вот-вот лопнуть, особенно после июньского решения банка согласиться с мерами Компартии Китая против Гонконга, из-за чего госсекретарь США Майк Помпео (Mike Pompeo) обвинил банк в пособничестве китайским «политическим репрессиям» в Гонконге.

Отношения HSBCс Компартией Китая также натянуты. Сколько бы банк ни пресмыкался перед Пекином, его всё равно могут оставить не у дел за то, что он в прошлом году донес американским властям о нарушении компанией Huawei санкций США против Ирана, что привело к аресту финансового директора Huawei Сабрины Мэн Ваньчжоу (Sabrina Meng Wanzhou) в Канаде.

На этих выходных появились новые сообщения о том, что Китай может внести банк в список «ненадежных субъектов» – наказание для иностранных компаний, по мнению китайских властей компрометирующих национальную безопасность. Учитывая огромную зависимость HSBC от китайского рынка, вместе с Гонконгом отвечающего за львиную долю прибыли банка, если это случится, каким бы немыслимым оно ни казалось, это будет сильный удар по кредитору. Акции HSBC в этом году уже упали на 52%, до самого низкого уровня с 1995 г.

У других банков в этом году такие же «блестящие» показатели, из-за чего индекс Stoxx 600 Banks с начала года опустился на 43%:

  • Испанские Santander (-59%) и BBVA (-58%).
  • Французский Société Générale (-63%)
  • Итальянский Intesa Sanpaolo (-32%), недавно поглотивший своего конкурента-соотечественника UBIBanca.
  • Швейцарские UBS (-17%) и Credit Suisse (-30%). Они также подумывают о слиянии, чтобы создать европейский мегабанк, способный конкурировать с гигантскими американскими кредиторами.
  • Немецкие Deutsche Bank (-3.5%) – как  ни парадоксально, лучший по показателям крупный европейский банк в этом году, после того как его акции обвалились в прошлом году,  – и Commerzbank (-29%). Акции этих двух банков упали на 94% и 99% со своих соответствующих пиков, зафиксированных в 2007 и 2000 гг.


В европейском банковском секторе продолжают накапливаться риски, тогда как он так и должным образом не восстановился после двух последних кризисов – всемирного финансового и европейского долгового – и хронически подрывается всё более агрессивной кредитно-денежной политикой ЕЦБ, опустившего свои ключевые ставки и доходность многих облигаций ниже нуля, что имеет нежелательные последствия для банков, такие как уничтожение их процентной маржи и способности получать здоровую прибыль.

Европейское смертельное пике – когда шаткие банки держат слишком много шатких правительственных облигаций своей страны, вызывая опасения о цепной реакции во всей финансовой системе, если один из них споткнется, – углубилось с начала пандемии на €210 млрд, согласно новому отчету S&P.

Еще один растущий риск – это чрезмерная зависимость некоторых европейских банков, особенно испанских, от испытывающих затруднения развивающихся экономик, в частности турецкой.

Но главные риски следует искать у себя под носом. Хотя европейские схемы неоплачиваемых отпусков и программы отсрочек задержали удар, это не может продолжаться вечно.

Чтобы дать банкам немного простора, ЕЦБ послабил до июля следующего года резервные требования. План ЕЦБ по поддержанию европейской банковской системы на плаву заключается в том, чтобы способствовать масштабной волне консолидации, чтобы ликвидировать многие слабые меньшие банки и усилить большие, многие из которых тоже слабые.

«До коронавирусного кризиса очень важной была необходимость скорректировать издержки, устранить избыточные мощности и реструктурировать банковский сектор», и пандемия усилила эту необходимость, сказал недавно вице-председатель ЕЦБ Луис де Гиндос (Luisde Guindos). По его словам, банкам нужно консолидироваться «быстро и неотложно». Ожидается, что при меньшей конкуренции они смогут выжить в неблагоприятных для них условиях отрицательных процентных ставок, созданных ЕЦБ.

аватар

Рихтер, Вульф

Richter, Wolf

Предприниматель и венчурный капиталист. Автор блога Wolf Street.

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.