Эффект домино – Румыния присоединяется к движению за золотую репатриацию

Вслед за решением Венгрии о репатриации своих золотых резервов из Лондона в октябре прошлого года похожие шаги теперь предпринимаются в соседней Румынии в виде парламентского законопроекта, внесенного румынскими политиками Ливиу Драгня (Liviu Dragnea) и Шербаном Николае (Serban Nicolae), где указывается, что за границей может храниться только 5% золотых резервов.

Румынские стратегические золотые резервы составляют 103.7 т и находятся под управлением центрального банка страны, Национального банка Румынии (НБР), причем больше 60 т румынского золота (или примерно 60%), как утверждается, хранится в противоречивых золотых хранилищах Банка Англии в Лондоне.

Так как Драгня и Николае не какие-то никому не известные рядовые политики, вносящие законопроект для привлечения внимания, эта румынская инициатива по репатриации золота заслуживает интереса.

Ливиу Драгня – лидер крупнейшей в Румынии Социал-демократической партии (СДП), главной в текущей румынской правящей коалиции. Драгня также председатель Палаты депутатов Румынии (нижней палаты парламента). Шербан Николае тоже отнюдь не второстепенная фигура, поскольку он возглавляет фракцию СДП в Сенате Румынии (верхней палате парламента). Пожалуй, более высокопоставленных политиков для запуска в Румынии кампании по репатриации золота не найти.

Ливиу Драгня и Шербан Николае

Вернуть румынское золото: Ливиу Драгня и Шербан Николае

Румынское золото оказалось в Банке Англии примерно 20 лет назад, когда 46 т золотых слитков, соответствующих Лондонскому стандарту хорошей поставки, были переведены из румынских государственных хранилищ в Бухаресте на золотой счет НБР в Банке Англии. Перевод золотых слитков происходил поэтапно с апреля 1999 г. по март 2002 г. Золото транспортировалось в Лондон, согласно НБР, для «получения дохода» и для использования в «структурных транзакциях с частными банковскими и финансовыми институтами», т. е. для золотых кредитных транзакций и финансовых транзакций с золотом в качестве залога со слитковыми банками. В 2003 г. золотые резервы НБР в Лондоне выросли с 46 т до 60 т, и столько же, как утверждается, хранится в Банке Англии сейчас.

Румынское золото: 20 лет в Лондоне

Согласно ежегодному отчету НБР за 2017 г. (последнему доступному), в Банке Англии в Лондоне хранится чуть больше 59% из 103.7 т румынского золота, что обозначено как «золотые депозиты за границей». Еще 27% румынского золота по-прежнему находится в хранилищах НБР в Бухаресте как «слитки в стандартном виде», а остальные 14% – это золотые монеты, также находящиеся в хранилищах НБР в Бухаресте.

Хотя «золотые депозиты за границей» можно понимать как «золото на депозитах в слитковых банках (т. е. золотое кредитование)», румынский центральный банк в своем ежегодном отчете за 2017 г. утверждает, что не получает с этих золотых депозитов никакого дохода, тем не менее он понес издержки на хранение в размере 309,000 леев. Лей – государственная валюта Румынии. Международный код лея – RON.

Согласно Музею Банка Англии, Банк Англии берет 3.5 пенса (или £0.035) за одну ночь хранения золотого слитка. Если использовать цифру 60 т, учитывая, что в тонне 80 слитков хорошей поставки, получим, что Румыния держит на попечении в Лондоне примерно 4,800 золотых слитков. При 3.5 пенса за слиток за ночь стоимость хранения составит £61,360 в год. При среднем курсе RON/GBP в 2017 г. 5.13 получается 314,500 леев. Следовательно, можно сказать, что 309,000 леев издержек на хранение в отчете НБР за 2017 г. – достаточно точная цифра, соответствующая годовой стоимости хранения примерно 60 т в Банке Англии в Лондоне.

репатриация золота

Сейчас в Банке Англии может быть 67.5 т румынского золота

Учитывая издержки на хранение, румынское золото в Лондоне должно быть распределенным; другими словами, оно хранится на «зарезервированной основе». То есть, Банк Англии должен знать все серийные номера румынских золотых слитков. Следовательно, первое, что следует сделать Драгня и Николае – потребовать у румынского центрального банка и Банка Англии полный и надлежащий весовой список золотых слитков с указанием аффинажных серийных номеров всех золотых слитков, хранимых Румынией в Лондоне. Далее Драгня и Николае следует опубликовать этот полный и надлежащий весовой список, чтобы предотвратить пропажу каких-либо золотых слитков, и в любом случае такой список понадобится для репатриации золотых слитков в Бухарест.

Румынский парламентский законопроект о возвращении золота

Драгня и Николае зарегистрировали свой парламентский законопроект 27 февраля как требующий неотложного рассмотрения в Сенате. Законопроект называется «Законодательное предложение о поправках и дополнениях к Закону №312/2004 о статуте Национального банка Румынии».

Драгня и Николае мудро намереваются исправить пункт об управлении резервами в статуте центрального банка, чтобы включить туда формулировку, предотвращающую хранение за границей более чем 5% румынского золота. После такой поправки необходимо будет репатриировать в Румынию большую часть золота, хранящегося в Лондоне.

К своему законопроекту Драгня и Николае приложили одностраничный документ с «объяснением мотивов», где излагаются предпосылки и мотивы такого шага. Они утверждают, что, поскольку сейчас в румынской экономике наблюдается устойчивый рост, стабильная валюта и отсутствие риска кризиса, в хранении золота за границей нет необходимости. Они пишут:

«Таким образом, политика НБР по управлению золотыми депозитами, хранимыми в казначействе или за границей как часть золотовалютных резервов, может быть изменена.

Согласно имеющейся на данный момент информации, за границей находится примерно 65% золотых резервов, предусмотренных НБР согласно законодательным положениям.

НБР больше не получает с этого золота никакого дохода (характерного для определенных торговых операций, включая предоставление гарантий), но, напротив, несет издержки на хранение.

Ничто в экономической ситуации Румынии не может оправдать хранение таких золотых резервов за границей, со связанными издержками, учитывая, что эти золотые резервы могут надлежащим образом содержаться и обслуживаться внутри страны.

Наличие золота на заграничных депозитах не обязательно должно быть запрещено, но его количество должно быть ограничено и оно должно приносить доход посредством торговли и других характерных операций.

Соответственно, применение такого регулирования подразумевает необходимость убрать термин «международный» из фразы «международные резервы» в Главе VII «Операции с золотовалютными активами» в Законе №312/2004 о статуте НБР».

Что интересно, Драгня и Николае считают, что за границей сейчас хранится 65% румынского золота, а не 60%, как утверждается во многих новостных сообщениях на эту тему. При 65% получится, что в Банке Англии сейчас находится 67.5 т из 103.7 т румынского золота, т. е. примерно 5,400 золотых слитков хорошей поставки.

В частности, законопроект Драгня и Николае намеревается внести поправку в Статью 30 (в Главе VII «Операции с золотовалютными активами») существующей версии Закона №312 /2004 о статуте НБР, добавив в нее следующий пункт 4:

«(4) НБР может депонировать золото из установленного резерва за границей исключительно в целях получения дохода с торговли и других характерных операций. Золотые депозиты НБР за границей не могут превышать 5% от общего количества золота, составляющего резервы».

Законопроект также намеревается убрать упоминание центрального банка из определения того, что составляет золотые резервы, изменив текущую формулировку:

«а) золотые резервы в НБР или депонированные за границей», –

на:

«а) золото, хранимое в сокровищнице в стране или депонированное за границей».

В дополнение к официальному внесению в Сенат Николае объяснил более простыми словами, почему Румыния не должна хранить свои золотые резервы за границей:

«Вы держите ваши драгоценности дома, а не у соседа, и не платите ренту за их хранение у соседа. Я считаю, что мы находимся в ситуации, когда Румыния может позволить себе безопасно хранить свои золотые резервы на собственной территории и не платить за это ренту, а НБР может использовать эти золотые резервы, когда это уместно, для определенных финансовых операций».

Мугур Исэреску

Долговременный управляющий румынского центрального банка – Мугур Исэреску (Mugur Isarescu)

Центральные банкиры в оборонительной позиции

Между тем, в типичной для центральных банкиров очковтирательской манере, долговременный управляющий румынского центрального банка Мугур Исэреску отреагировал на инициативу Драгня и Николае по репатриации золота вводящими в заблуждение и фактически неверными оправданиями того, почему золото должно оставаться в Лондоне. Исэреску занимает должность управляющего румынского центрального банка почти 30 лет, не считая паузы на один год, когда он в 1999-2000 гг. был премьер-министром Румынии, так что он возглавлял НБР во время транспортировки золота из Румынии в Лондон в 1999-2002 гг.

Исэреску сказал:

«Меня обвиняют в том, что я держу резервы за границей. Как если бы я должен хранить их сам, как будто они мои. Где мы должны их хранить? Это международные резервы; вы думаете евро и доллары хранятся в подвалах НБР? Они хранятся в резервах».

В заявлении Исэреску содержится целый ряд ошибок. Во-первых, физическое золото нельзя сравнивать с электронным учетом бумажных резервных валют, таких как евро и доллар, существующих в виртуальной бухгалтерской системе. Физическое золото осязаемо и может храниться где угодно, и Исэреску это знает.

Во-вторых, румынский центральный банк уже держит в своих подвалах 40 т золота в виде «слитков в стандартном виде» и золотых монет. Исэреску это также знает, но предпочел не говорить. Исэреску также знает, что многие центральные банки держат свое золото в собственных хранилищах, например, немецкий, голландский, австралийский, российский, китайский и т. д. Но он предпочитает держать золото в хранилищах Банка Англии.

В-третьих, «международные резервы», как называет их Исэреску, более верно определяются МВФ как «резервные активы», без отсылок к чему-либо «международному». Стратегические резервы монетарного золота могут храниться где угодно, как внутри страны, так и за границей. Зацикливание на слове «международные» – всего лишь отчаянная попытка румынского центрального банкира ввести в заблуждение слушателей, чтобы они думали, что резервные активы должны храниться за границей.

Пресс-секретарь румынского центрального банка Дан Сучу (Dan Suciu) также пытался внести путаницу, когда сказал в ответ на инициативу Драгня и Николае по репатриации золота:

«Любые поправки к Закону №312/2004 о статуте НБР нуждаются во мнении Европейского центрально банка (ЕЦБ). Уже были попытки изменить этот закон, не увенчавшиеся успехом из-за отсутствия такого мнения».

Откровенно говоря, это полная бессмыслица. Функции ЕЦБ никак не связаны с тем, где центральные банки хранят свое золото. Румыния даже не входит в Еврозону, тогда как евро – одна из главных сфер ответственности ЕЦБ. В прошлом году Венгрия, также не входящая в Еврозону, репатриировала из Банка Англии в Лондоне все свое золото – свыше 30 т. Многие другие центральные банки из Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ), куда входит и Румыния, репатриировали свое золото из-за границы, чтобы держать его в собственных хранилищах.

репатриация золота

Курт Прибиль (Kurt Pribil) и Эвальд Новотны (Ewald Nowotny) из австрийского центрального банка – 90 т золота вернулось в Вену из Лондона

Не будем забывать, что немецкий Бундесбанк тайно репатриировал 930 т золота из Банка Англии в начале 2000-х, и ЕЦБ никак этому не препятствовал. Немцы, как утверждается, перевезли эти 930 т золота из Лондона во Франкфурт, чтобы сэкономить на стоимости хранения. За этим последовала более общеизвестная репатриация немцами 300 т золота из Нью-Йорка и 374 т из Парижа, растянувшаяся, как это ни смешно, на целых 5 лет, с 2013 по 2017 гг.

В ноябре 2014 г. центральный банк Нидерландов объявил, что он перевез 122 т золота из Нью-Йорка в Амстердам, чтобы держать его в собственных золотых хранилищах. Центральный банк Австрии за последние несколько лет также забрал из Лондона больше 140 т золота, вернув 90 т в свою штаб-квартиру в Вене и еще 50 т переместив из Лондона в Цюрих. Так что очевидно, что ЕЦБ не волнует, где центральные банки Евросистемы или ЕСЦБ хранят свое золото, и заявление пресс-секретаря румынского центрального банка о «мнении» ЕЦБ – лишь жалкое оправдание.

Заключение

Вероятно, вполне логично, что бывший министр внутренних дел Румынии Ливиу Драгня хочет, чтобы румынское золото хранилось внутри страны, а не за ее пределами (в Банке Англии), и чтобы из закона о центральном банке убрали термин «международные резервы».

Внеся этот законопроект, Драгня и Николае определенно вступили в конфликт с румынским центральным банком. Да и Николае (лидер СДП в Сенате) и до этого не ладил с управляющим НБР Исэреску. В январе этого года он заявил, что «неоправданный отказ управляющего центрального банка прийти на парламентские слушания должен стать поводом для его немедленной отставки». Тогда Исэреску (в типичной для центральных банкиров высокомерной манере) отказался посетить парламентские слушания, чтобы ответить на вопросы о решении НБР проблемы недавнего обесценивания лея относительно евро.

Но за репатриацию румынского золота из Лондона выступают не только Драгня и Николае. Бывший румынский премьер-министр Адриан Нэстасе (Adrian Năstase) считает, что инициатива Драгня и Николае – «разумная идея».

Если Драгня и Николае удастся добиться принятия этого закона вопреки противодействию центральных банкиров, Румыния присоединится к Венгрии, Австрии, Германии и Нидерландам, вернувшим золотые слитки в собственные хранилища. Какая европейская страна последует за Румынией? Польша, хранящая сейчас 102.9 т золота в Банке Англии в Лондоне, – вероятный кандидат.

аватар

Мэнли, Ронан

Manly, Ronan

Комментатор компании Bullionstar.

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.