Американский дефолт: нерассказанная история Рузвельта и битвы за золото, часть первая

Автор: Себастьян Эдвардс (Sebastian Edwards)

Первый из четырех наших отрывков из книги «Американский дефолт» (American Default) об одной из самых странных и продолжительных глав эры Рузвельта.

Франклин Делано Рузвельт

Франклин Делано Рузвельт (Franklin Delano Roosevelt) (ФДР) с Генри Моргентау-младшим (Henry Morgenthau Jr.) (второй слева) и Джорджем Фредериком Уорреном (George Frederick Warren) (четвертый слева)

Фото: Bettmann/Getty Images

Во второй половине 1933 г. Джордж Уоррен был самым влиятельным экономистом в мире. Практически каждое утро в ноябре и декабре он встречался с Франклином Рузвельтом, когда президент все еще находился в постели, и помогал ему решить, по какой цене правительство будет покупать золото в течение следующих 24 часов. Генри Моргентау-младший, часто присутствовавший при этих встречах, записал в своем дневнике, что в этом процессе была нумерологическая составляющая. Выбирая цену на день, ФДР в шутку рассматривал значение чисел или бросал монетку.

Однажды он решил, что цена должна быть на 21 цент выше, чем в предыдущий день. Тогда он спросил собравшихся вокруг его кровати, знают ли они, почему он выбрал это число. Когда они ответили, что не знают, президент широко улыбнулся и заметил, что это счастливое число: «Трижды семь». Он записывал новую цену на бумажке и передавал ее Джессу Джонсу (Jesse Jones), председателю Reconstruction Finance Corporation. Согласно теориям Уоррена, повышение национальных цен на золото должно привести к быстрому и пропорциональному росту уровня цен и, в частности, цен на биржевые товары.

Тот факт, что сегодня практически никто не помнит имени Джорджа Уоррена, а тем более не знает о его теориях, иллюстрирует то, насколько странным был тот период.

New York Times Sunday Magazine называл профессора Уоррена «загадочным»: «Крепкий мужчина под 60; не очень высокий, одет без особого шика и не слишком похож на профессора; без особо примечательных черт, кроме умного выражения лица и спокойного, мягкого благородства, какое приходит после многолетнего тяжкого труда».

Его влияние можно проследить до 19 апреля 1933 г., когда президент Рузвельт, вступивший в должность только 4 марта, объявил об отмене в США золотого стандарта. Все золотые активы следовало продать Федеральной резервной системе (ФРС), а поставки слитков запрещались. Он объяснил, что фундаментальная цель отмены денежной системы, преобладавшей со времен провозглашения независимости, – положить конец Депрессии и помочь сельскохозяйственному сектору. Президент заявил: «Вся наша задача сводится к тому, чтобы поднять цены биржевых товаров».

Спустя шесть недель, 5 июня, Конгресс принял совместную резолюцию об аннулировании всех положений о золоте в будущих и прошлых контрактах. Согласно данным положениям, долги должны были выплачиваться в «золотой валюте» или «золотом эквиваленте». Республиканцы пришли в смятение и заявили, что репутация страны подвергается риску. Правительство же, с другой стороны, утверждало, что совместная резолюция не подразумевает «отказ от договорных обязательств».

В конце августа 1933 г. ФДР сделал еще один шаг к официальной девальвации доллара относительно золота, когда решил внедрить программу покупки новодобытого золота. Данная программа была детищем профессора Уоррена.

Джордж Фредерик Уоррен родился на ферме в Небраске в 1874 г. После получения высшего образования он стал учителем старших классов, а в возрасте 25 лет – школьным инспектором округа Карни. В 1902 г. он решил поступить в докторантуру Корнельского университета, где он оставался до конца жизни и где его ждала блестящая академическая карьера.

ФДР познакомился с Уорреном в 1920-х через Моргентау, имевшего тесные связи с факультетом управления фермерским хозяйством Корнельского университета. В должности губернатора Нью-Йорка Рузвельт полагался на советы Уоррена в вопросах, связанных с консервацией и восстановлением земельных ресурсов. В первой части своей карьеры Уоррен сосредоточился на методах управления фермерским хозяйством, на том, как эффективно чередовать сельскохозяйственные культуры и выращивать люцерну. Он также разработал методы повышения производительности кур и строительства лучших амбаров и хлевов.

В 1931 г. он совместно с коллегой-статистиком Фрэнком Пирсоном (Frank A. Pearson) опубликовал работу «Цены» (Prices) – увесистый том, где исследовались данные по десяткам товаров в ряде стран за более чем 200 лет. Вскоре после публикации книга, якобы демонстрировавшая тесную связь между ценами золота и других товаров, стала библией сторонников девальвации. Примерно в то же время Уоррен стал ассоциироваться с Национальным комитетом (Committee for the Nation), выступающей за девальвацию лоббистской группой, поддерживаемой издателем Уильямом Рэндольфом Херстом (William Randolph Hearst), и в течение нескольких следующих лет помогал группе разрабатывать технические аргументы в пользу отмены золотого стандарта.

Подразумевалось, что решение проблемы дефляции, так долго державшей страну в своей хватке, достаточно простое: необходимо существенно снизить доступность монетарного золота. Самый простой способ сделать это – увеличить долларовую стоимость существующих физических запасов золота путем девальвации валюты.

Книга «Цены» была внушительной и слегка устрашающей. Она содержала много графиков и таблиц и длинные объяснения причин ценовых циклов. Уоррен и Пирсон пришли к выводу, что цены поднимаются и падают, потому что мировые запасы монетарного золота со временем растут и падают. Данные колебания являются следствием новых открытий золота и роста спроса на немонетарные цели. Кроме того, скачки цен связаны и принятием и отменой странами золотого стандарта.

Уоррен и Пирсон также утверждали, что будущих ценовых циклов можно избежать, если часто корректировать стоимость металла. Связь между долларом и золотом больше не должна быть жесткой; она должна «скользить» вверх или вниз в зависимости от доступности монетарного золота в мире. Имеется сходство между «скользящим долларом» Уоррена и Пирсона – часто высмеиваемым их оппонентами как «резиновый» или «вздорный» доллар – и «компенсированным долларом» Ирвинга Фишера (Irving Fisher).

Но сходство это поверхностно. Два профессора имели в виду совершенно разные механизмы, когда рекомендовали отвязать валюту от золота. Для Фишера это был лишь один компонент сложного плана из множества частей. Для должного функционирования процесса требовалось «сотрудничество» ФРС в виде обеспечения нужной ликвидности (кредита и денег).

Для Уоррена и Пирсона, с другой стороны, повышения цены золота было достаточно, чтобы высвободить силы, необходимые для завершения дефляции. ФРС или традиционная денежная политика никакой роли не играли.

29 сентября 1933 г., спустя месяц после того, как президент авторизовал покупку вновь добытого золота по произвольно высоким ценам, товарные рынки все еще были подавлены. Цена кукурузы была на 28% ниже, чем 15 июля; цены хлопка, ржи и пшеницы упали соответственно на 13%, 30% и 21% относительно той же даты. План действовал не так, как ожидал президент.

Между тем правительство почти незаметно вносило изменения в политику, касающуюся госдолга. 11 октября Казначейство погасило 30% облигаций Свободы четвертой серии – изначально выпущенных с отмененным теперь положением о золоте – и заменило их 12-летними облигациями с купоном на 1%.

Новое предложение пользовалось большим спросом, что указывало на то, что, вопреки заявлениям многих консерваторов, отмена положения о золоте не причинила серьезного вреда репутации правительства или спросу на правительственные ценные бумаги. Кроме того, низкая процентная ставка по новым облигациям сигнализировала о том, что ожидания инфляции все еще низкие.

Между тем законодательная машина не стояла на месте. 11 октября в Лондоне сформирован Консультативный и защитный комитет по американским инвестициям. Его задачей было участие в юридических действиях, защищающих британских инвесторов от «дефолта по выплатам в золоте и ситуации с положением о золоте».

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.