Американский дефолт: когда Франклин Рузвельт сбросил бомбу на золото, часть вторая

Автор: Себастьян Эдвардс (Sebastian Edwards)

Глобальной реакцией осенью 1933 г. было безмолвное замешательство. Второй из четырех отрывков из книги «Американский дефолт: неизвестная история о ФДР, Верховном суде и битве за золото» (American Default: The Untold Story of FDR, the Supreme Court and the Battle Over Gold). Первый отрывок на Goldenfront см. здесь.

радио передачи Франклина Рузвельта

Такие радио «беседы у камина» были достаточно воодушевляющими

Фото: Stock Montage/Getty Images

В воскресенье, 22 октября 1933 г., президент Франклин Делано Рузвельт (Franklin Delano Roosevelt) (ФДР) устроил четвертую из своих «бесед у камина» в том году. Он открыл ее, резюмировав достижения своей администрации.

Рузвельт говорил об общественной работе и законах, принятых за его первые 100 дней, похвастался Законом о национальном восстановлении и Законом о регулировании сельского хозяйства и сообщил американскому обществу, что ситуация улучшается. Он заявил, что после его инаугурации 4 марта 4 млн человек нашли работу.

Рузвельт подчеркнул, что четкая цель правительства – «восстановить уровни цен на товары и сделать так, чтобы выплаты государственных и частных долгов производились при уровне цен, близком к тому, что был на момент возникновения долга».

Что касается валюты, он заявил, что «когда мы восстановим уровень цен, мы будем стремиться создать и сохранить такой доллар, чья покупательная способность и способность по выплате долга в течение следующего поколения меняться не будет». Он утверждал, что важно не ставить телегу впереди лошади.

Рузвельт сказал, что его правительство возводит «здание восстановления» на множестве колонн, и что «работа над всеми ими должна идти без помех и перебоев». Далее он заявил, что одна из этих колонн – денежная политика – менее развита, чем другие, и пришло время ее укрепить.

Ближе к концу выступления президент сказал, что с целью поднять цены он внедряет новую политику: он учреждает рынок золота в США. Reconstruction Finance Corporation (RFC) будет покупать вновь добытое золото по ценам, определенным после консультаций с министром финансов и президентом.

При необходимости RFC будет также покупать и продавать золото на мировом рынке по тем же ценам. Президент заявил, что важно, чтобы люди ясно понимали, что он делает: «Речь идет о политике, а не о каком-то единичном приеме. Цель – не просто компенсировать временное падение цен. Мы таким образом продолжаем двигаться к управляемой валюте».

После этого ФДР обратился к своим критикам: «Несомненно, среди нас все еще есть пророки зла. Но доверие к правительству будет сохранено, и рост уровня цен американских товаров будет сопровождаться твердой валютой».

Он закончил на эмоциональной ноте: «Сегодня я рассказал вам историю о нашей стабильной, но уверенной работе по строительству нашего общего восстановления. В обещаниях, данных вам как до, так и после 4 марта, я ясно дал понять две вещи: во-первых, я не обещал чудес, и во-вторых, я обещал делать все, что в моих силах».


Новости о новой программе покупки золота были встречены как в США, так и в мировых финансовых центрах безмолвным замешательством. Никто не знал, как именно будет работать программа или как будет со временем развиваться цена. А главное, никто не знал, сможет ли новая программа покупки повлиять на международный рынок золота, обменные курсы и цены. Рынки не паниковали; они ждали.

После анализа выступления президента юристы определили три главных различия между этой новой программой покупки золота и более ограниченной программой, введенной в действие 29 августа посредством указа №6261.

Во-первых, если в оригинальной программе покупки золота должны были осуществляться по актуальным мировым ценам, то новая программа разрешала правительству задавать любую цену и менять ее как угодно часто.

Во-вторых, явно разрешив покупать и продавать золото на глобальном рынке, эта программа признала важность международной цены на металл. Данный вопрос был источником споров между двумя советниками президента – экономистом Джорджем Уорреном (George Warren), считавшим, что значение имеет только внутренняя цена, и банкиром Джеймсом Варбургом (James Warburg), настаивавшим на том, что любая подобная программа должна менять мировые цены на золото и соответственно влиять на обменные курсы.

Только тогда можно будет повлиять на цены товаров. Однако не было ясно, насколько большими будут эти зарубежные покупки и действительно ли они изменят мировой рынок золота.

И в-третьих, согласно новой программе, выплаты продавцам должны производиться посредством сложной процедуры, выключающей эмиссию краткосрочных обязательств Reconstruction Finance Corporation по курсу существенно ниже номинальной стоимости.

В третьей части этой серии Рузвельт встретится с правовыми препятствиями в своих попытках реализовать программу покупки золота.

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.