ЗОЛОТО РАЗДОРА

Источник: SOVSEKRETNO.RU

клады на морском дне

Если сложить все легендарные клады, которые якобы лежат на дне морей и океанов, то их суммарный вес значительно превысит вес золота, добытого на Земле за всю историю человечества. Тем не менее легенды о сокровищах затонувших кораблей продолжают будоражить воображение кладоискателей. Поиски подводных сокровищ превратились в поставленный на поток многомиллионный бизнес. Морские клады ищут тысячи подводников и компаний, находят – единицы, но это не мешает им снова и снова выходить в море, в надежде на удачу.

Американская компания судится с правительством Колумбии из-за самого большого в истории человечества подводного клада. Sea Search Armada (SSA) требует половину от 20 млрд долларов на том основании, что именно её сотрудники нашли 40 лет назад галеон с несметными сокровищами. Поднимать сокровища с морского дна – задача не из самых лёгких, но в данном случае дело осложняется тем, что претендентов на клад в несколько раз больше. На 200 тонн золота, серебра, изумрудов и прочих ценностей претендуют также правительство Испании, флаг которой реял на мачте галеона «Сан-Хосе» во время его последнего плавания, и боливийские индейцы, которые в конце XVII – начале XVIII веков добывали для испанцев, естественно, не по собственной воле золото и драгоценные камни. Причём испанцы уже намекнули, что готовы защищать свои права, если понадобится, и силой.

НАЙДЕН СВЯТОЙ ГРААЛЬ КОРАБЛЕКРУШЕНИЙ

Галеон «Сан-Хосе» часто называют «Святым Граалем кораблекрушений», имея в виду стоимость сокровищ.

«Имеется множество обломков кораблекрушений XVIII века, но ни одного со столь дорогим грузом», – уверен подводный археолог из университета Индианы Чарльз Бикер.

Спасательная операция назначена на апрель-май 2024 года. Об этом сообщил министр культуры Колумбии Хуан Давид Корреа. Суд признал порядка 7 млн золотых песо и 30 млн других монет в трюмах «Сан-Хосе», а также золотые слитки, 116 стальных шкатулок с изумрудами и прочие ценности, оцениваемые от 4 до 20 млрд долларов, национальным достоянием колумбийского народа и его культурным наследием.

Многое будет зависеть от погоды. По словам министра культуры, это будет научная экспедиция.

клады на морском дне

Очертания галеона "Сан-Хосе" под водой

«Это работа на археологической площадке, а не подъём сокровищ, – подчеркнул Хуан Корреа. – Нам представилась возможность занять место в авангарде подводных археологических исследований…»

Сначала необитаемый подводный аппарат (ROV) поднимет небольшую часть груза галеона. После тщательного анализа состояния «Сан-Хосе» будет принято решение о главном этапе спасательной операции – подъёме сокровищ с 600-метровой глубины где-то в районе полуострова Бару, приблизительно в трёх десятках километров от Картахены. Президент Колумбии Густаво Петро хочет, чтобы клад был поднят до истечения срока его полномочий на посту главы государства в 2026 году.

«Это (подъём сокровищ) – один из приоритетов президентской администрации, – утверждает Корреа. – Президент попросил нас ускорить процесс».

Погода – не единственная серьёзная проблема, которая может помешать операции. Подъём сокровищ – крайне дорогостоящее дело, смета которого наверняка превзойдёт годовой бюджет Министерства культуры Колумбии. Идти на такие расходы даже с учётом того, что речь идёт о культурном наследии и национальном достоянии, немалый риск при нестабильной как политической, так и экономической обстановке в Колумбии.

Подъём подводных кладов – лишь часть, причём зачастую не самая трудная, подобных операций. Необходимо разобраться с тем, кому принадлежат сокровища. В большинстве случаев это крайне сложная задача. На данный момент копья в залах судов ломают юристы, представляющие американскую компанию SSA, специализирующуюся на поисках и подъёме затонувших сокровищ, и правительство Колумбии, в территориальных водах которой и затонул 315 лет назад 62-пушечный испанский галеон «Сан-Хосе». SSA утверждает, что её сотрудники нашли в 1981 году обломки галеона и на основании этого требуют половину шкуры неубитого ещё медведя. В Боготе возражают, что сокровища являются достоянием народа Колумбии, а также требуют от SSA доказать, что именно она нашла галеон. Дело в том, что по указанным компанией координатам никакого корабля, не говоря уже о золоте и изумрудах, нет. Колумбийцы утверждают, что они сами нашли обломки корабля в конце 2015 года с помощью группы учёных. К тому же нашли вовсе не в том месте, которое указала в свое время SSA. Вернее, американская поисково-спасательная компания Glocca Morra (GM), как она тогда называлась.

Размещая снимки и видеоролики с изображением разбросанных по морскому дну китайской посуды и пушек, колумбийские власти заявили, что не очень далеко от этого места обнаружены обломки ещё двух кораблей: небольшого галеона колониальной эпохи и шхуны времён Войны за независимость. Это, считают в Боготе, может означать, что американские кладоискатели четыре десятилетия назад ошибочно приняли за «Сан-Хосе» обломки другого корабля.

клады на морском дне

SSA подала иск к правительству Колумбии (причём далеко не первый) с требованием выплатить половину стоимости всего, что будет поднято с «Сан-Хосе», в декабре 2022 года в Постоянную палату третейского суда (PCA) в Гааге. Судьи заслушали осенью прошлого года разъяснения сторон и пообещали вынести решение в феврале 2024 года.

И ГРЯНУЛ БОЙ!

Трёхпалубный 45-метровый галеон «Сан-Хосе» водоизмещением 1200 тонн был спущен на воду в 1698 году и считался одним из лучших военных кораблей Испании. Он имел на вооружении 62 бронзовые пушки, отлитые в Севилье, и был самым большим и мощным кораблём «серебряного флота». Так называли корабли, доставлявшие в метрополию сокровища из испанских колоний в Южной Америке. Серебряный флот, готовившийся к отплытию в 1708 году из панамского порта Портобело, состоял из 14 торговых судов и трёх кораблей охраны во главе с «Сан-Хосе». В Европе в то время шла Война за Испанское наследство (1701–1714 гг.). Многое в ней зависело от денег, на которые можно было нанять наёмников и снарядить корабли. Поэтому груз именно того серебряного флота в Мадриде ждали с особым нетерпением. Всего было собрано, как следует из архивных документов, порядка 200 тонн ценностей. Флотом командовал капитан «СанХосе», адмирал Хосе Фернандес де Сантильян, граф де Каса-Алегри. В трюмы его галеона в силу его размеров и вооружений была загружена львиная часть сокровищ, собранных на рудниках Перу и Боливии.

Серебряный флот должен был торопиться, чтобы опередить сезон ураганов. Поэтому адмирал Сантильян решил отправиться в путь, не дожидаясь других галеонов охраны, хотя и знал, что за сокровищами охотится британская эскадра из четырёх фрегатов и брандера. Вражеской эскадрой во главе с 70-пушечным флагманом «Экспедиция» командовал коммодор Чарльз Вагер.

28 мая 1708 года серебряный флот вышел в море и направился в Картахену. Далее его путь лежал в Гавану, где к нему должны были присоединиться дополнительные суда с сокровищами, и в Кадис. Удача, казалось, благоволит испанцам, но утром 8 июня с главной мачты «Сан-Хосе» заметили на горизонте четыре паруса британской эскадры. Пройти в Картахену, минуя Вагера, было невозможно, поэтому адмирал де Сантильян решил прорываться с боем. Он приказал поднять на мачте красный боевой флаг и открыть огонь, несмотря на то что и численный перевес (у испанцев были ещё два галеона поменьше: «Сан-Хоакин» и «Санта-Круз»), и перевес в огневой мощи был на стороне противника.

Бой между флагманскими кораблями продолжался несколько часов. Скорее всего, одно из английских ядер попало в пороховой погреб на «Сан-Хосе». Коммодор Вагер записал в корабельном журнале, что взрыв был такой силы, что жар от него ощущался даже на его корабле. Галеон быстро пошёл на дно вместе со всеми сокровищами и почти всей командой: из приблизительно 600 человек спастись удалось лишь 11 молодым матросам, которые во время взрыва находились, очевидно, на мачтах.

клады на морском дне

Благодаря стойкости и мужеству команды «Сан-Хосе», серебряному флоту удалось скрыться в Картахене. Уничтожение «Сан-Хосе» было для Чарльза Вагера слабым утешением, потому что главную задачу – захватить испанские сокровища он не выполнил. По возвращении на родину капитаны «Кингстона» и «Портленда» были отданы под военный трибунал за то, что упустили «Сан-Хоакин».


НЕПОБЕДИМЫЙ «СЕРДЕЧНЫЙ НЕДУГ»

Современная эра в охоте за подводными кладами началась в середине прошлого века с появлением аквалангов. Большинство кладоискателей начавшейся в 1970-е годы золотой подводной лихорадки были американцами типа Мела Фишера и Барта Веббера, которые нашли сокровища стоимостью много сотен миллионов долларов.

«Я и мои спутники страдаем сердечным недугом, – заявил 500 лет назад Эрнан Кортес посланцу Монтесумы, – который излечим лишь золотом».

Прошедшие с тех пор века не отразились на болезни – медицине так и не удалось победить страсть человечества к золоту. «Недуг», упомянутый покорителем Мексики, до сих пор не даёт покоя тысячам кладоискателей, которые рискуют жизнью и ищут золото под водой.

В 1979 году брокеры с Нью-Йоркской биржи Джим Банниган и Джим Мэлоуни создали компанию Glocca Morra для поисков «Сан-Хосе». Вскоре они получили разрешение от колумбийского регулятора Dirección General Maritima на поиски галеона на территории площадью тысячу квадратных километров в районе Картахены.

В один из декабрьских дней 1981 года на экране гидролокатора появилось нечто, отдалённо напоминающее очертания корабля. Анализ поднятого на борт исследовательского судна куска древесины показал, что именно из такой древесины в конце XVII века делали галеоны. Этого оказалось достаточно, чтобы Glocca Morra объявила о находке «Сан-Хосе» по координатам: 10°10’17” северной широты и 76°00’20” западной долготы.

Главный инвестор поисков, финансист из Чикаго Уоррен Стернс встретился с колумбийскими чиновниками, чтобы обсудить раздел сокровищ. Он приехал на переговоры с твёрдым намерением поделить добычу пополам, но его ждал неприятный сюрприз: колумбийцы предложили американцам лишь 25%.

клады на морском дне

Стернс отказался. Американцы свернули все работы, а колумбийцы в отместку на некоторое время даже арестовали команду их судна за то, что они якобы без разрешения использовали в колумбийских водах автономную субмарину.

В 1984 году Конгресс Колумбии (парламент) принял закон о кладах, согласно которому лицу или организации, нашедшим клад, причитается лишь 5% от его стоимости. При этом долю кладоискателей ещё и обложили налогом по ставке 45%!

К тому времени Glocca Morra превратилась в Sea Search Armada. Её глава Джек Харбестон посвятил борьбе с правительством Колумбии в американских и колумбийских судах более трети века.

«Вне всяких сомнений, они (колумбийцы) пытаются украсть сокровища, – заявил он в интервью Huntsville Times в 1988 году. – Не удивительно – то, что лежит на дне, может увеличить валютные резервы Колумбии вдвое».

В 2007 году Верховный суд Колумбии признал справедливость требований американцев и заявил, что сокровища «Сан-Хосе» не могут считаться культурным наследием и народным достоянием и что SSA имеет право на половину всего, что будет поднято на поверхность. Однако правительство не только проигнорировало решение высшей судебной власти в стране, но и запретило американским кладоискателям возвращаться на место поисков, пригрозив в противном случае применить силу.

«НЕТ, ГОСПОДА, ЭТО КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ КОЛУМБИЙСКОГО НАРОДА!»

Президент Колумбии Хуан Мануэль Сантос сообщил 4 декабря 2015 года о величайшей находке в истории человечества.

«Отличная новость! – написал он в Twitter. – Мы нашли галеон «Сан-Хосе»! Завтра расскажу подробности в Картахене».

На следующий день президент заявил на пресс-конференции, что спасательная операция станет «новой главой в истории культуры и науки не только Колумбии, но и всего мира», и пообещал построить для хранения экспонатов новый музей. Он также подчеркнул, что находка «Сан-Хосе» – результат совместных поисков правительства Колумбии и группы иностранных учёных, но координат места обломков галеона не назвал, сославшись на государственную тайну.

клады на морском дне

Пресс-конференция президента Колумбии Хуана Мануэля Сантоса

Энтузиазм Мануэля Сантоса объясним. Президент, руководивший Колумбией с 2010 по 2018 годы, ставил перед собой две главные задачи: закончить гражданскую войну с Революционными вооружёнными силами Колумбии (FARC) и найти галеон «Сан-Хосе». Обе задачи он выполнил. Причём за первую в 2016-м году получил Нобелевскую премию мира. Правда, со второй всё оказалось значительно сложнее.

За три века колониальной эпохи в истории Испании на дне морей и океанов оказалось более 8 тыс. испанских судов. Подавляющее большинство из них пошли на дно в результате бурь и штормов. Испанские власти пытаются поднять все свои затонувшие корабли. Через считаные дни после пресс-конференции Сантоса Мадрид предложил помощь в подъёме сокровищ «Сан-Хосе», при этом, правда, прозрачно намекнув на то, что галеон был военным кораблём. По Конвенции ООН по морскому праву (1982), кстати, до сих пор не подписанной США, государства сохраняют право на военные корабли, ходившие под их флагом в момент крушения. Колумбия эту Конвенцию подписала, но не ратифицировала. Глава испанского МИД Хосе Мануэль ГарсияМаргальо даже заявил, что если не удастся решить всё миром, Колумбия «должна быть готова, что мы будем защищать наши права».

Однако Мануэль Сантос оказался не из робкого десятка.

«Сейчас появится много претендентов на «Сан-Хосе», – немедленно отреагировал он на слова испанского дипломата. – Нет, господа, это культурное наследие колумбийского народа!»

ТАИНСТВЕННЫЙ «ХЕМИНГУЭЙ» И СТАРИННАЯ КАРТА

Вскоре после пресс-конференции Мануэль Сантос, в молодости, кстати, заядлый моряк, рассказал в интервью о том, как в декабре 2014 года на одном из дипломатических раутов в Нью-Йорке к нему подошёл седой незнакомец с бородой, очень похожий на Хемингуэя, вручил ему копию старинной карты Картахены и сказал, что на ней есть место нахождения «Сан-Хосе».

Личность таинственного незнакомца оставалась загадкой до конца президентства Сантоса лишь для тех, кто не был знаком с американским археологом Роджером Дули, тоже большим фанатом «Сан-Хосе». Дули увлёкся легендарным галеоном в 70-е годы прошлого века после случайной находки в морском архиве Севильи пачки писем выживших матросов «Сан-Хосе».

Многолетние поиски сдвинулись с мёртвой точки после того, как он нашёл журнал лоцмана «Сан-Хосе». Автор журнала не участвовал в последней экспедиции корабля в Новый Свет, но неоднократно плавал из Портобело в Картахену и хорошо знал этот маршрут. В результате анализа огромного объёма информации Дули определил 6 наиболее обещающих районов поисков. Затем начались поиски денег для финансирования дорогостоящей экспедиции в Карибское море. Ни одного из богатых колумбийцев поиски национального достояния и культурного наследия не заинтересовали. Дули встречался со многими южноамериканскими миллионерами, включая даже Карлоса Слима, некоторое время бывшего самым богатым человеком планеты, но в конце концов нашёл инвестора на Туманном Альбионе. Вместе с Энтони Клейком он создал для поисков «Сан-Хосе» компанию Maritime Archaeology Consultants Switzerland AG (MAC).

За несколько лет до этого Роджер Дули нашёл в Библиотеке Конгресса США карту района Картахены 1729 года. Необычность карты заключалась в том, что на ней была нанесена группа островков под названием «Мель адмирала». Дули пришёл к выводу, что речь идёт о Чарльзе Вагере, и что между островками, которых не было на других картах, и местом последнего сражения «Сан-Хосе» должна быть связь. Он оцифровал старинную карту, распечатал её, вставил в раму и подарил 10 лет назад Мануэлю Сантосу в Нью-Йорке, очевидно зная об одержимости Президента Колумбии легендарным галеоном с несметными сокровищами. Заинтригованный Сантос организовал ему встречу с министром культуры Колумбии Марианой Гарсес Кордоба. Через 6 месяцев МАС получила разрешение на поиски. На поиски «Сан-Хосе» Роджер Дули отправился с учёными океанографического института Вудс-Хоул (WHOI) на военном колумбийском корабле «Мальпело». Долгое время поиски оставались безрезультатными, и Кордоба начала сомневаться в успехе предприятия.

«Если я его (галеон) не найду, то отрежу себе голову!», – пообещал ей Дули и для убедительности провел пальцем по горлу.

клады на морском дне

Якорь с английского фрегата «Королевский купец»

Справка

1. В августе 1641 года 32-пушечный английский фрегат «Королевский купец» водоизмещением 700 тонн, зафрахтованный правительством Испании, попал в сильный шторм и затонул в нескольких десятках миль от английского побережья. Вместе с 80 матросами на дно пошёл и весь груз стоимостью приблизительно в полмиллиарда фунтов: более чем полумиллиона серебряных песо, жалованье для 30-тысячной испанской армии во Фландрии; 500 золотых и несколько тысяч серебряных слитков, украшения, инкрустированные драгоценными камнями; дорогие одежды, специи и многое другое. О ценности груза говорит хотя бы то, что он составлял треть тогдашнего годового дохода Испании! Потеря этих денег привела к экономическому кризису в королевстве.

2. Ураган разметал 6 сентября 1622 года у побережья Флориды эскадру из 28 кораблей, перевозившую в Испанию несметные сокровища, и бросил галеон «Наша сеньора из Аточи» на рифы около острова Драй-Тортугас. Спастись удалось лишь 3 морякам и 2 рабам. После 16-летних поисков американец Мел Фишер нашёл галеон и поднял в 1985 году около 40 т золота и серебра и приблизительно 40 кг изумрудов общей стоимостью 400 млн долларов.

3. Фрегат «Наша сеньора Мерседес» вёз в 1804 году в Испанию монеты, отчеканенные в Перу. Недалеко от мыса Святой Марии в Португалии «Мерседес» с тремя кораблями охраны встретился с английской эскадрой, тоже состоявшей из четырёх фрегатов.

На приказ следовать за ними в Англию испанцы ответили огнём. Одно из английских ядер попало в пороховой погреб «Мерседеса». Корабль затонул с двумястами моряков и почти 4,5 млн золотых и серебряных долларов, а также сотнями золотых, серебряных, медных и оловянных слитков.

26 ноября 2015 года ROV REMUS 6000 сделал многообещающие снимки. После увеличения стало ясно, что по песку разбросаны бутылки из-под голландского джина, китайские чашки, керамика и прочие артефакты. Последние сомнения в том, что галеон «Сан-Хосе» наконец найден, отпали после того, как REMUS снял несколько бронзовых пушек с характерными дельфинами: одним на стволе и втором на казённике. На следующий день археолог приехал к Мариане Кордоба и вместо приветствия с улыбкой провёл пальцем по шее.

В отличие от подавляющего большинства галеонов колониальной эпохи «Сан-Хосе» очень неплохо сохранился: мачт, конечно, не было, но очертания корпуса легко угадываются, несмотря на толстый слой ила и песка, который, кстати, является хорошим консервантом. Как только Джек Харбестон узнал о находке Дули, он обвинил МАС в краже координат галеона у SSA. Скорее всего, Glocca Morra и MAC нашли разные корабли, потому что площадки находятся на расстоянии нескольких миль. К тому же GM нашла свои останки на глубине приблизительно 200 метров, а МАС – 600.

Харбестон признаёт, что с координатами их находки вполне могла возникнуть некоторая путаница «размером» в несколько миль, потому что в начале 1980-х радионавигационные системы были менее точные, чем сейчас.

ПОДВОДНЫЕ ЗАМОРОЧКИ

Всё, что связано с подводными кладами, чрезвычайно сложно и запутанно. Такая ситуация на руку юристам по морскому праву, которые даже шутят: если кладоискатель нашёл подводные сокровища, значит, ему следует ждать беду.

В 2001 году ЮНЕСКО приняла Конвенцию по защите подводного культурного достояния. Не касаясь проблем собственности, она охраняет затонувшие корабли и запрещает их поиски и подъём грузов в коммерческих целях. Правда, в Конвенции имеется лазейка – артефакты можно поднимать, если им угрожает опасность быть повреждёнными или разрушенными на дне. Естественно, под это объяснение можно подвести практически любой подводный клад.

Житейский закон «кто нашёл, тот и владелец» для морских находок, будь то золотые монеты, найденные в затонувшем корабле, или ящик тушёнки, выброшенный на берег волнами, не действует. Согласно Международной конвенции о спасании (1989), всё зависит от того, где найден клад: если в территориальных водах какой-то страны, то правительство забирает все сокровища и выплачивает тем, кто их нашёл и поднял, компенсацию; если же в международных водах, то больше всего прав у владельцев корабля и груза. Находка достаётся спасателям лишь в том случае, если владельцы не объявятся или не сумеют доказать, что корабль и груз принадлежат им.

клады на морском дне

Прежде чем браться за подъём затонувшего клада, следует убедиться, что это коммерческое судно. На так называемые «суверенные», то есть принадлежащие государству суда (в первую очередь военные корабли), её действие не распространяется. Они считаются собственностью страны, под флагом которой плавали в момент кораблекрушения.

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.