Воскресенье с Александром Лежавой: «Что стоит ожидать гражданам России от лучшего центрального банкира года»

Как говорилось в одном недавнем анекдоте:
«Если подумать, то все мы - умные люди.
Но если послушать...»

Лишь так можно воспринимать недавние выступления руководства Центрального банка РФ перед представителями банковского сообщества в пансионате «Бор». К сожалению, это было бы действительно смешно, если бы не было так грустно. Творческая мысль у руководства Банка России бьет ключом, а от этого продолжит страдать не только финансовая система и экономика России, но прежде всего ее граждане. Поэтому ожидать какого-то улучшения обстановки и хотя бы начала процесса восстановления уровня жизни самых широких слоев населения нашей страны не приходится, чтобы там ни вещали представители российской власти и официальных средств массовой (дез)информации. Руководство ЦБ на этой встрече наговорило много всякого, но есть смысл остановиться на нескольких наиболее животрепещущих моментах.

Во-первых, как заявила сама глава Банка России, зачистка банковской системы будет продолжаться еще несколько лет, отметив, что в деле оздоровления банковской системы уже пройдена половина пути. Про половину пути она явно погорячилась, явный показатель того, что у главы ЦБ неважно обстоят дела с арифметикой. Ведь с 2013 года, когда она заняла свой пост, лицензии потеряли 308 банков, а осталось еще примерно шестьсот кредитных организаций или две трети от того, что было, а никак не половина.

Могут сказать, что в зоне риска, исходя из нынешних планов ЦБ, находится порядка 400 банков, чей капитал не дотягивает до 1 миллиарда рублей. Поэтому порядка 200 банков должны остаться в живых. Представляется, что это довольно наивные надежды. Поскольку властями фактически взят курс на свертывание системы коммерческих банков, не стоит надеяться, что кого-то из них оставят в покое, ограничившись каким-то взятым с потолка числом. Как известно, делить всё лучше всего на один, и название этого одного, который может остаться на банковском поле (если, конечно, его и всю транснациональную систему центральных банков не ликвидируют раньше), всем хорошо известно. Барабанный бой, фанфары… встречайте – Банк России, последний из могикан.

Что же касается мелкого и среднего бизнеса, который пока до конца окончательно еще не загнулся, несмотря на всю активную поддержку его властями, то вместе с ликвидацией коммерческих банков естественным образом умрет и он. Ведь имевшиеся в банках активы предприятий в результате отзыва банковских лицензий будут изъяты, а долги компаний перед банковской системой останутся. Но когда идет зачистка банковской системы, кто будет вспоминать о каком-то там мелком и среднем бизнесе, путающемся под ногами больших людей и подлинных государственников, собравшихся в министерстве финансов и центральном банке.

Кто-то из старожилов может припомнить, что даже в Советском Союзе помимо Госбанка (а не ЦБ) было пять или шесть также государственных банков, занимавшихся обслуживанием клиентов. Теоретически эту схему можно будет повторить и на этот раз, ведь бывшим министрам экономики или финансов нужны теплые и хлебные местечки, хотя с учетом развития современных технологий этого по большому счету и не нужно. И о первых шагах на этом пути ЦБ уже объявил.

Итак, во-вторых, Банк России переведет розничные платежи граждан на централизованную площадку под своим контролем. Это поистине забавно. С одной стороны, Банк России полностью посредством своего участия в капитале контролирует крупнейший банк страны, обслуживающий физических лиц, Сбербанк России. С другой, руководство ЦБ предпринимает конкретные практические шаги, чтобы перевести расчеты физических лиц (нет сомнения, что юридические лица будут следующими) под свой контроль. Это может означать лишь одно: руководство Банка России ни на грош не верит даже руководству напрямую подконтрольного ему Сбербанка и считает нужным забрать себе платежи его клиентов.


А каким у нас в банковской табели о рангах идет Сбербанк? Шестисотым? Четырехсотым? Двухсотым? Ах, нет же, нет. Первым. И после этого кто-то еще надеется, что останется двести, сто или пятьдесят банков? Бросьте, не стоит питать на этот счет никаких иллюзий.

В этой связи, в-третьих, довольно показательно свежее заявление ЦБ, что он назначит своих уполномоченных представителей во все без исключения, а не в некоторые, как было раньше, банки страны. Это поистине сильный ход, особенно в свете планов создания централизованного банковского надзора. Что касается перестроений внутри Банка России, то, как свидетельствует двадцатипятилетний опыт, на качество функционирования это никак не влияет.

Банк России в лице своего надзора видит исключительно только то, что хочет. При этом не имеет значения, есть ли это на самом деле или нет. Если где-то там, наверху, сложилось мнение, что тот или иной банк надо пустить под нож, его ничто не спасет. Если же в банке сидят правильные ребята, то они могут творить, что захотят, и Банк России в упор не будет ничего видеть до того момента, пока сверху не придет соответствующая команда.

Это напрямую относится к вопросу о так называемой «фальсифицированной» отчетности, которую банки предоставляют в центральный банк. Действительно есть отдельные кредитные организации, которые целенаправленно занимались, и не исключаю, и сейчас занимаются фальсификацией отчетности, и не о них сейчас речь. Эти могут работать долго, а когда с населения и предприятий собрано достаточно средств, их руководство обычно отбывает в Лондон. Потом правоохранительные органы РФ, изображая бурную деятельность, заявляют, что пытаются оттуда их безуспешно извлечь.

Однако здесь речь не о них, а об обычных банках, которые просто обслуживают своих клиентов. Любые из них без какого-либо исключения, как и их руководство, могут быть обвинены в фальсификации отчетности. Было бы только у ЦБ желание. Например, банк выдал кредит и, посчитав заемщика вполне надежным, сформировал, исходя из инструкций Банка России, резерв по ссуде в размере 1%. Закончился месяц, банк сдал отчетность. Через пару недель, месяц или два в банк из ЦБ приходит письмо, в котором указывается, что, по профессиональному суждению Банка России (ему же издалека виднее, что там за клиент), банк должен сформировать резерв в размере 20%, а не 1%, как он сделал. Соответственно вся ранее сданная банком отчетность оказывается «фальсифицированной», а это может быть поводом как для различных мер воздействия вроде предписаний, ограничений операций, вплоть до отзыва лицензии, ведь если такая отчетность сдавалась два месяца подряд, банк можно обвинить в систематическом предоставлении регулятору фальсифицированной отчетности. При этом кто конкретно в ЦБ принимал это «профессиональное суждение», и насколько высока, а скорее низка, квалификация этих «профессионалов», банк уже никогда не узнает.

В этой связи будущие уполномоченные Банка России в коммерческих банках оказываются в довольно интересном положении. Их направляют, чтобы они фактически вели работу по ликвидации своего же места работы или, проще говоря, сами пилили сук, на котором сидят. Ведь в современных условиях, когда банковская система страны сжимается как шагреневая кожа, после отзыва у банка лицензии, и их рабочее место в Банке России также становится ненужным. Кроме того крайне скользким становится вопрос об их репутации, за которую так рьяно начал ратовать Банк России, и возможным дальнейшим запретом на профессию. Особенно в свете наличия в банке целенаправленных противоправных действий.

Сотрудники Банка России и раньше не отличались чистыми руками, не брезгуя даже в открытую воровать в тех банках, куда их направляло руководство. Достаточно вспомнить хотя бы уголовное дело в отношении сотрудников ЦБ, укравших в одном из московских банков мебель, картины и вазу. Теперь же в случае с повсеместным назначением уполномоченных, это можно сравнить лишь с теми временами, когда служилых людей сажали «на кормление». Уполномоченным за время своей деятельности надо будет успеть набрать в вверенном банке столько, чтобы хватило на всю оставшуюся жизнь.

Четвертым моментом, которому стоит уделить внимание, было заявление главы ЦБ о том, что необходимо облегчить доступ к сведениям, составляющим банковскую тайну, для правоохранительных органов, и ее сотрудники прорабатывают варианты того, как это можно сделать. У любого мало-мальски сталкивавшегося с этим вопросом человека подобные слова вызывают откровенное удивление. Похоже, что глава ЦБ не в курсе того, что банки и так предоставляют всю необходимую информацию по запросам правоохранительных органов, включая и ту, которая составляет коммерческую и банковскую тайну. Для них этой тайны и так фактически не существует. От правоохранительных и некоторых иных государственных органов требуется лишь правильно составленный запрос на предоставление информации, и банки обязаны им ее предоставить. Понятие банковской тайны в современных условиях и так носит довольно иллюзорный характер, теперь же Банк России, похоже, хочет ее окончательно ликвидировать.

Собственно говоря, это вновь возвращает нас к вопросу о компетентности тех лиц, которые работают в центральном банке, начиная с его председателя и ее заместителей и до уровня рядовых исполнителей. Как в свое время отмечал еще товарищ Ленин, лучший способ разрушить экономику страны – это подорвать ее финансовую систему. Судя по тому, как развиваются события в стране, и руководители министерства финансов, и руководители центрального банка делают все, что в их силах, для того, чтобы финансовая система и, как следствие, экономика России была разрушена максимально быстрыми темпами.

То, что не удалось до конца сделать в начале 1990-ых, Запад пытается вновь воплотить в жизнь, но иными путями. Иначе как можно объяснить то, что выходящий в Лондоне журнал The Banker назвал по итогам прошлого года главу российского центрального банка «лучшим банкиром года в Европе». Это достаточно высокая оценка заслуг главы Банка России перед международным капиталом, хотя и не столь высокая, как в 2015 году, когда журнал Euromoney назвал ее «лучшим центральным банкиром в мире». Оно и понятно, медленное удушение российской экономики Банком России в 2016 году по своим масштабам не идет ни в какое сравнение с теми финансово-экономическими потрясениями, которые устроил центральный банк в 2014-ом.

Банк России и его руководство во главе с лучшим европейским центральным банкиром года продолжают движение в правильном для Запада, а не национальной экономики направлении. И это не сулит ничего хорошего самым широким слоям населения России.

аватар

Лежава, Александр

Член редколлегии, специальный корреспондент газеты "Современная школа России". Автор книги "Крах "денег" или как защитить свои сбережения в условиях кризиса" (вышла в издательстве "Книжный мир" в 2009 году) и "Занимательная экономика".

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.