Параллельная итальянская фискальная валюта: все что вам надо знать

кризис в Италии

Автор: Марко Каттанео (Marco Cattaneo)

В Италии все чаще ведутся разговоры о фискальных деньгах как инструменте разрешения все еще не закончившегося экономического кризиса. Несмотря на оптимизм итальянского правительства и ЕС, экономика Еврозоны далека от приемлемого состояния, что особенно применимо к Италии.

В 2017 г. реальный ВВП Италии вырастет в сравнении с предыдущим годом лишь на 1.5%, что на 6% меньше, чем в 2007 г., 10 лет назад! За тот же период безработица удвоилась, число бедных утроилось с 1.5 млн почти до 5 млн, и не похоже, чтобы данная тенденция показывала признаки изменения. Итальянская экономическая система сильно отстает от своего потенциала: причиной сначала стал глобальный финансовый кризис 2008 г., а затем – политика строгой экономии, «предписанная» ЕС в 2011 г. Италия может решить эту проблему, введя в свою экономическую систему достаточный объем покупательной способности. Но она этого не добьется, эмитируя евро или (из-за механизмов Еврозоны) увеличивая государственный дефицит.

Все эти трудности вызваны тем, что Италия – не эмитент, а пользователь валюты, евро. Введение фискальной валюты могло бы помочь обойти невозможность для Рима печатать деньги, сохранив впечатление, будто евро работает. Концепция фискальных денег восходит к хартализму, разработанному немецким экономистом Георгом Фридрихом Кнаппом (Georg Friedrich Knapp) в начале XX века и затем расширенному экономистами – сторонниками «современной теории денег».

У фискальных денег два основных принципа:

  • Во-первых: это особые правительственные облигации, имеющие стоимость, присвоенную государством, даже если они не обладают статусом законного платежного средства. Другими словами, государство обязуется принимать их, например, для уплаты налогов или оплаты правительственных услуг, тогда как граждане и предприниматели могут использовать или не использовать их по своему усмотрению.
  • Во-вторых: поскольку облигации не предназначены для того, чтобы покрываться евро, которые государство больше не может эмитировать, государство всегда способно выполнить свои обязательства. Облигации не могут обмениваться на евро, но их держатели могут использовать эти особые облигации для уплаты налогов или оплаты услуг, предоставляемых государством. Есть сходство со скидочным купоном, не обмениваемым на евро, но имеющим стоимость и обязывающим эмитента предоставить скидку.

Поскольку государство соглашается принимать их, но не погашать, оно не может не выполнить свои обязательства. Такие облигации эквивалентны государственной валюте.

Как фискальные деньги могут работать в Италии?

Сейчас в Италии предложение фискальных денег оценивают три оппозиционных партии.

Forza Italia («Вперед, Италия») (партия Берлускони (Berlusconi)) предлагает фискальные кредитные сертификаты (CCF). CCF были изначально изобретены Марко Каттанео (MarcoCattaneo) и затем доработаны при помощи различных экономистов и исследователей в многочисленных статьях, книгах и популярной электронной книге. Государство выпускает CCF, что дает право снизить налоговые платежи (или любые другие финансовые транзакции с государственным сектором) через два года после эмиссии.

CCF распределяются по-разному: работникам, чтобы увеличить их доход, так как они частично компенсируют налоги; предпринимателям, чтобы снизить давление налога на доход (что подразумевает непосредственный рост конкуренции с иностранным бизнесом и не дает экономическому восстановлению ухудшить торговый баланс); группам с низким доходом как разновидность социальной помощи, вдобавок к тому, что они уже получают в евро.

Они также могут использоваться для финансирования государственных инвестиций.

Хотя CCF не являются законным платежным средством, они обладают стоимостью, потому что каждый может использовать их для уплаты налогов или покупки правительственных услуг. А поскольку они обладают стоимостью, их можно обменять на товары или евро. Представьте, что итальянское правительство выпустило CCF стоимостью 100 евро в счет уплаты налогов. Очень вероятно, что коммерческие операторы, такие как магазины, будут принимать CCF как альтернативу евро. Коммерческий оператор может использовать полученные CCF для выполнения своих налоговых обязательств.

CCF официально не являются правительственным долгом и не увеличивают сумму итальянского госдолга. Итальянское правительство будет принимать CCF через два года после эмиссии, а тем временем они могут использоваться как параллельная валюта. Двух лет между эмиссией и использованием для уплаты налогов будет достаточно для экономического восстановления в виде роста ВВП, просто потому, что CCF увеличат покупательную способность и экономическую активность, а следовательно, возрастут налоговые поступления, компенсируя сокращение государственного дохода, вызванное платежами посредством CCF. На протяжении двух лет своего обращения CCF будут функционировать как законное платежное средство, и итальянское правительство может увеличить свои расходы, частично оплачивая их CCF, без увеличения национального долга.

Movimento 5 Stelle (Движение пяти звезд) (движение, основанное комиком Беппе Грилло (Beppe Grillo)) выразило заинтересованность в модели, предложенной Дженнаро Дзецца (Gennaro Zezza).

Она предусматривает цифровые фискальные деньги в виде электронных карт, распространяемых среди общественности. Единицы стоимости могут использоваться для покупки товаров и услуг в частном секторе. В отличие от других версий «фискальных денег», эта не требует 2-летней задержки после эмиссии. Использование для уплаты налогов будет возможно частями, например, 20% в год, с самого начала.

Lega Nord (Лига Севера) и, в частности, Клаудио Борги (Claudio Borghi), ответственный за экономическую политику, предлагает эмиссию «миниботов», или CCF, которые будут циркулировать в виде бумажек такого же размера, как банкноты евро. Миниботы будут эмитироваться бизнесу или физическим лицам, имеющим право на фискальные льготы. Вместо налоговой льготы компания или человек получат эквивалентное количество «миниботов». Миниботы могут использоваться непосредственно для уплаты налогов или для оплаты услуг государственных предприятий.

Миниботы не увеличивают активы получателя, потому что они отменяют право на обещанные налоговые льготы или другие государственные кредиты. Однако они трансформируют неликвидный кредит, который правительство должно частной компании или лицу, в инструмент, способный к обращению и непосредственному использованию.

Фискальные деньги: постоянное или временное решение?

Фискальные деньги – это инструмент, используемый национальным правительством для усиления внутреннего спроса и повышения конкурентоспособности итальянского бизнеса путем снижения налогообложения. Они восстанавливают в евросистеме гибкость, необходимую для исправления ее дисфункции, не обязательно нарушая ее. Время эмиссии можно организовать так, чтобы обеспечить:

  • высокий уровень занятости;
  • оптимальный торговый баланс;
  • соответствие ограничениям государственного финансового бюджета.

В частности, когда речь идет о третьем пункте, учитывая цель фискального дефицита (разница между расходами и доходами государства), необходимый уровень для окончания негативной фазы экономического цикла будет достигнут посредством адекватного уровня эмиссии фискальных денег.

Параллелизм между фискальными деньгами и евро дает возможность создать устойчивую еврозону. В этом смысле фискальные деньги должны стать инструментом, постоянно доступным правительствам для реализации антициклической политики и преодоления трудных периодов для экономики (начиная с текущего). Эмиссия фискальных денег может сократиться до нуля во время особенно позитивного экономического цикла. Инструмент всегда будет доступен в случае необходимости.

Фискальные деньги и законодательство ЕС

Идея фискальных денег не конфликтует ни с какими существующими законами ЕС. Они не являются валютой, поскольку закон не заставляет их принимать. Поэтому они не нарушают принцип денежной монополии ЕЦБ, когда речь идет об эмиссии законного платежного средства, евро. Они не являются государственным долгом. Правила Евростата недвусмысленно поясняют, что ничто не является долгом до тех пор, пока государственный сектор не вынужден осуществлять в нем платежи. Фискальные деньги – это не требующий оплаты налоговый кредит: они создают не право оплаты, а право сократить налоговые платежи. Нет ни срока, ни купонных платежей. Когда итальянское правительство выпустит будущего налогового кредита на 1 млрд. евро, оно не увеличит национального долга.

Но главное, что регулирование Еврозоны основано на принципе неувеличения риска дефолта по госдолгу для стран-участниц. Эмиссия фискальных денег не конфликтует с этой целью, потому что ни одно государство не может быть вынуждено объявить дефолт по облигациям, представляющим собой будущую фискальную скидку. Итальянское правительство никогда не будет вынуждено погасить CCF или миниботы евро, валютой, не контролируемой и не создаваемой итальянским государством.

Естественно, существование фискальных денег может составлять для государства первый шаг по выходу из евросистемы, если в какой-то момент фискальные деньги будут объявлены законным платежным средством вместо евро. Эмиссия фискальной валюты сопровождается риском: это может стать концом евро. Однако реальные риски конца евро связаны не с эмиссией фискальных денег, а с конструктивными изъянами Еврозоны. Проблемы Еврозоны уже существуют и будут и дальше существовать, пока не будет исправлена текущая дисфункция, дисфункция, преодолеть которую помогают фискальные деньги.

1. CCF articolo su Libero, Bastaconleurocrisi 2017-08-28.

2. Per una moneta fiscal gratuita, MicroMega.

3. ProgrammaEsteri:Un’Europa senza austerità, Il blog delle stelle 2017-09-21.

4. L’idea della Lega per cambiare moneta:i#minibot, Claudio Borghi 2017-01.

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.