Эксклюзив Goldenfront – Белый американец в Танзании

Никогда не забуду, как впервые прилетел в международный аэропорт им. Джулиуса Ньерере (Julius Nyerere). Я посмотрел в окно и сказал: «Черт возьми, пилот ошибся, и мы приземлились в Могадишо, в гребаном Сомали». Мои мысли по пути в центр города подтверждали первое впечатление. Мне, как и любому заезжему мзунгу, постоянно мерещилось, как из-за каждого грязного поворота выезжает джип с водруженным на него пулеметом, чтобы прикончить меня или взять в заложники.

Конечно, на самом деле в Дар-эс-Саламе, Танзания, все не так, но активное воображение и прочитанные военные книги позволяли мне допускать такую возможность. Внешне люди здесь достаточно дружелюбные, даже слишком, но, проведя в стране 5 лет, знаешь, что это лишь маска. Сними ее – и поймешь, что на самом деле они тебя ненавидят, и тебе тоже приходится по-настоящему их ненавидеть.

Взгляните на многочисленные убийства белых фермеров в ЮАР или даже в Кении. Взгляните на это варварство и жестокость. Речь не просто об убийствах с целью завладеть чьим-то имуществом. Речь о продолжительных варварских нападениях на детей, жен и, наконец, мужчин. Речь об изнасилованиях и расчленении. В нападениях есть психологическая составляющая. Имеет место проявление глубоко укоренившегося гнева. Говоря об их ненависти к нам, я имею в виду психологическое выражение. Зависть, ненависть к тому, что олицетворяют белые. Их варварские нападения – это выражение их собственной полной неудачи, чувства неполноценности. Они хорошо знают, что под управлением белых им жилось лучше, и это приводит их в бешенство, когда появляется безнаказанная возможность выразить это физически. Именно в таком контексте я говорю, что они ненавидят нас. Я слышал от многих танзанийцев старшего поколения, что под управлением белых им жилось бы лучше.

Данная история начинается в конце 2010 г. и заканчивается с моим последним визитом в феврале 2018 г. Танзания ужасно коррумпирована – от самых верхов до низов. Все аспекты и слои общества пропитаны этим. Ничему не удалось этого избежать. Мне это понравилось! Настоящая ковбойская страна. Золотое правило здесь – лучше просить прощения, чем разрешения. Здесь можно договориться о чем угодно и с кем угодно. Это не образное выражение, а реальность, чью глубину и широту западным людям сложно схватить. Мне для того, чтобы в полной мере оценить эту глубину и широту, понадобилось несколько лет. Я приехал в Танзанию с открытым умом и открытым кошельком. Впоследствии я лишился и того, и другого. Сначала я хотел заниматься сельским хозяйством, но затем меня привлекла горная промышленность, а точнее золото.

В Танзании нет ни патриотов, ни гуманистов, ни экологов, и уж точно нет никаких принципов, а есть лишь переговоры. Сколько стоит жизнь? Наверное, вы удивитесь, но она стоит немногим больше, чем несколько коров, – обо всем можно договориться. Что делать, если ты живешь в деревне, и у тебя родился ребенок с изъяном? Положи его в угол и жди, пока бедная душонка не умрет. Жестокое местечко. Что делать, когда ты сбил кого-то за рулем? Убирайся поскорее с места происшествия! Отправляйся в ближайшее отделение полиции и доложи о случившемся. Но ни в коем случае не оставайся на месте, будь ты черный или белый, беги. Если останешься, толпа может забить тебя до смерти. Вся одежда, пожертвованная благотворительными организациями, прикарманивается в порту и продается на рынках по всей стране. На моей противомоскитной сетке четко написано «не для продажи», но я ее купил на рынке. В городе Мусома у Египетской коптской церкви была клиника, где бесплатно раздавали лекарства от ВИЧ. Визы их врачей были аннулированы, потому что из-за них сократилась прибыль государственных клиник, нелегально продающих лекарства от ВИЧ.

Больше всего времени я провел в стране при президентстве Киквете (Kikwete). Страна продолжала жить так, как она делала много лет до этого. Сделки в основном заключаются в наличных, официально платится чисто символическая сумма налогов – скажем, $1000, если твой бизнес приносит больше $1 млн в год. Остальное платится непосредственно местному налоговому инспектору, причем сумма варьируется в зависимости от твоей способности договариваться. Как правило, можно сойтись примерно на 10% от изначально запрашиваемой суммы. Вам помогают свести баланс и выдают заверенную печатью ежегодную налоговую декларацию. Если к вам нагрянут представители властей, не забудьте накрыть красивую поляну и купить побольше пива. Тогда все пойдет намного проще.

Если же какой-то чужак попытается указать, как должно быть «правильно», местные скажут: «Да кто ты такой? Ты не будешь устанавливать правила в моей стране». Лучше делать то, что делают другие. Нет смысла пытаться забить квадратный колышек в круглую дыру. В моей отрасли фактическая налоговая ставка составляла свыше 62%. Большинство бизнесов при таком кабальном налоговом бремени нежизнеспособны. Но так уж в Африке принято: никто не признает, что ставки обременительны. Система просто нуждается в коррупции, чтобы существовать. Если снизить ставки до всего лишь 10%, то это подорвет доходы. Кто захочет иметь дело с людьми, набивающими себе карманы в налоговой? Проще заплатить 10% и работать дальше.

Такая концепция – антитеза африканского мышления. Белые отстаивают большой миф. Суть мифа в том, что мы все одинаковы. Но реальность берет верх над благими намерениями. Мы не одинаковы, и когда белые элитисты наконец это признают, тогда и будет возможен прогресс. Скажите чернокожему, что понимаете, что мы разные, и наблюдайте за его лицом. Вы увидите чувство облегчения, благодарность за то, что вы хотя бы осознаете эти существенные различия. Тогда можно достичь настоящего взаимопонимания, вместо того чтобы навязывать свои взгляды.

В этих лихорадочных краях есть своя система. Вы можете ее порицать, но это система, позволяющая ориентироваться и пробивать себе дорогу. Я помню, как примерно в 2015 г. правящая партия расстреляла митингующих оппозиционеров на улицах Аруши. Меня удивила реакция администрации Киквете. Вкратце она сводилась к следующему: бывает, смиритесь. Никакого увольнения главы полиции, никаких расследований. Я думал тогда, что эти события не будут забыты.

Я уехал из Танзании сразу после избрания Магуфули (Magufuli). Я знал, что многие нервничали, особенно бизнесмены. В африканской политике это относительно нормально, но в данном случае дело скорее было в том, что о нем ничего не знали. Если вы следите за танзанийской политикой, то он допускает один промах за другим. Он бездарный идиот. Я слышал, что он пишет новую книгу – «Как разрушить страну -  10 простых шагов».


Я не думаю, что это просто глупость без злого умысла. Этот парень – зло. Я говорю так из-за того, что он сделал с иностранными учителями в Танзании. Я знаю нескольких учителей, которых уже выгнали. Иностранным учителям просто отказывают в продлении рабочих виз. Так иностранцы, работающие в стране, не смогут привезти свои семьи, а те из местных, кто способен позволить себе иностранную школу, лишаются возможности получить качественное образование. Для страны с таким плохим образованием это возмутительно. Но власть это устраивает: пусть народ будет необразованным, тогда он не будет задавать вопросов. Именно поэтому предыдущие администрации препятствовали развитию государственной образовательной системы, но они хотя бы признавали необходимость получения надлежащего образования какой-то частью населения. Куда они собственных-то детей отправят?

Этот парень играет по откровенно коммунистическому сценарию. 27 февраля двух парламентариев из области Мбея бросили в тюрьму на 5 месяцев за высказывания против дорогого вождя. Лидеров оппозиции похищают прямо на улице и затем находят мертвыми. Кто делает это, дорогой вождь? Кроткие люди, всю жизнь прожившие в Танзании, разговаривают шепотом. Почему шепотом? Кто подслушивает? Страну начал охватывать настоящий страх.

Журналистов задерживают, крупных бизнесменов и депутатов бросают в тюрьму, а правительство заявило, что не обязано выполнять условия своих соглашений. Правительство в одностороннем порядке вышло из Международного арбитражного суда и постановило разрешать споры в танзанийских пародиях на суд. Недавно британское и американское посольства попросили объяснить такие действия. Танзания дала смешной ответ, который и ответом-то не назовешь. Танзания разрушается у нас на глазах и превращается в полицейское государство. Оппозиционная партия негодует, а необразованные массы смеются. Они не понимают, что после легкой добычи власть начнет отнимать то малое, что у них есть.

Мой последний визит в Танзанию был действительно последним, до тех пор пока этот тиран не уйдет. Я никогда не испытывал в Танзании страха, но теперь пришло время проявить осторожность. Мой друг, британец, недавно провел 7 дней в танзанийской тюрьме. Он не совершил никакого преступления. Местным чиновникам придает храбрости ненависть, распространяемая нынешним президентом, и все станет намного хуже, прежде чем появятся хоть какие-то улучшения.

Я вас предупредил.

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.